На Кольском полуострове в пятый раз прошёл форум социальных технологий «Город — это мы!». Два дня в Мончегорске и Никеле ведущие эксперты, предприниматели и неравнодушные северяне обсуждали развитие городских пространств.
Зимняя стратегия
Начальник управления благотворительных программ «Норникеля» Игорь Сухотин:
«Самый главный ресурс города – люди. Этот форум уже пятый, и мы традиционно ждём, что жители и организации получат новые знания, опыт и технологии, найдут здесь партнёров. Наши организаторы уже могут рассказывать, как они меняют мир вокруг. Например, о том, как «Вторая школа» зажила в Никеле. Эти форумы не проходят даром, потому что мы получаем новые идеи, а горожане получают результаты в виде реализованных проектов. Смысл «Комбината добра» в том, что сотрудники компании – горожане, у них есть хорошие навыки, знания, компетенции, возникают разные идеи и было бы, на мой взгляд, странным эти идеи не замечать.
Мир прекрасен своим разнообразием, поэтому мне нравятся все социальные проекты, озвученные на форуме, в каждом – свои плюсы. Я бывал во многих городах России, и поверьте, в Мончегорске есть на что посмотреть! Наше счастье – это зима. И её нужно продавать как себе, так и людям, которые захотят приехать и посмотреть на неё. В некоторых городах разработана зимняя стратегия, и они развиваются, несмотря на морозы. Например, на окраине города построили большой торговый центр, а через некоторое время заметили, что активность из центра города начала переходить туда. Когда администрация и жители осознали, что это плохо, появилась зимняя стратегия, которая вернула жизнь в центр города. Теперь там парк, каток и лыжня. Чтобы укрыться от сильного ветра, были высажены аллеи. Зона начала развиваться, центр города оживился».
Молодёжный центр – в мечтах
Глава администрации Мончегорска Виктор Садчиков:
«В Мончегорске очень много активных горожан, большинство из них - молодёжь. Жителям форум нужен, значит, это действительно то, чем необходимо заниматься. Уже есть проекты, которые оценены достаточно положительно и жителями, и компанией. Лично мне больше нравятся молодёжные движения. Я мечтаю создать единый молодёжный центр, где можно будет проводить различные мероприятия».
«Только вместе»
Архитектурный критик, урбанист Мария Элькина (г. Санкт-Петербург):
«Совсем не обязательно делить город и его жителей. Город может быть продолжением людей и делать их лучше. Например, жители Санкт-Петербурга отличаются от жителей менее благополучных территорий, потому что они всё время смотрят, как красиво вокруг, и учатся продуцировать это во что-то новое. Преображением должны заниматься и горожане, и специалисты, и представители администрации – только все вместе. Проблемы современной российской архитектуры в том, что очень часто это что-то абстрактное, мы оторваны от действительных потребностей. Сегодня главный заказчик в городах – потребитель. Мончегорск – город, который построен ленинградскими архитекторами, в нём есть очевидные плюсы и минусы. Плюсы в том, что город не так заезжен автомобилями, как Петербург, и здесь есть широкие пространства, которые не съедают природу».
Точка сбора активных людей
Заместитель генерального директора по региональной политике и корпоративным проектам Кольской ГМК Максим Иванов:
«Мы ощущаем влияние форума на Мончегорск. Награждение участников – это оживление гражданского общества на территории городов присутствия компании, потому что форум – точка сбора для активных жителей, где люди могут понять, как получить поддержку своих идей. И за пять лет, которые прошли с первого форума, мы видим, что в городах многое меняется, уже есть не просто виртуальные идеи, а новые реализованные проекты, которые имеют эффект. С каждым годом количество участников форума увеличивается».
Изюминка в каждом городе
Руководитель команды City Branding Вадим Дубейковский (г. Урюпинск):
«Изюминка есть абсолютно в каждом городе, просто где-то она не проявлена. Городу недостаточно, например, лося (памятник лосю в Мончегорске. – Прим. ред.), всё сводится к тому, что придумывается некая концепция, идея, через которую можно максимально эффективно использовать символизм. Хотя лось и выделяется, он не может стать символом города. Лось – это лось, и через него тяжело коммуницировать. Приезжает инвестор, его должно привлечь что-то другое – роль Мончегорска в мире, в России, чем он отличается от других. У Урюпинска и Мончегорска есть схожесть, прежде всего по населению, удалённости от областного центра. Малые города объединяет то, что мы – каждый мончегорец, урюпенец – гораздо важнее для города, чем любой мурманчанин или москвич. В малом городе житель может стать героем. Когда я уехал из Москвы в Урюпинск, столица этого не заметила, а если я уеду из Урюпинска, то он точно заметит! Так же как и любые активисты Мончегорска: если они уедут, это будет видно. Житель малого города чувствует себя гораздо комфортнее, потому что здесь ты можешь быть значимым. Ваш город отличается тем, что есть городской бюджет и Кольская ГМК, которая проводит благотворительные мероприятия, различные конкурсы. Это большое преимущество. Бренд Урюпинска – столица российской провинции с концепцией «Невозможное возможно!». Вопрос «как позиционировать город?» возникает месяца через четыре после старта проекта брендирования. Лучше это делать через абстрактные понятия: удалённость, провинция, доброта, суровость – это те бренды, которые уже заняты. И самое главное не то, чтобы он был, а чтобы жители знали и разделяли его. Очень важно для малого города быть в контакте с Россией, с миром, и форум позволяет привлекать жителей других регионов, несмотря на свою удалённость, стать частью большой страны. Я желаю Мончегорску стать примером для всех городов!»
В поисках вдохновения
Участница форума, школьница Кристина Щеголёва, (г. Мурманск):
«Я часто посещаю такие мероприятия, узнаю много нового и беру идеи на вооружение. Ищу вдохновения на форуме! Мне очень понравился замысел с разрисовыванием стен яркими красками, хотелось бы осуществить его. На форум я записалась сама. Узнала о нём, так как раньше жила в Мончегорске. Сейчас семья переехала в Мурманск, но, несмотря на это, от традиции не отошла и приехала на форум. В этом году мероприятие стало ещё интереснее, ярче. Такие события важны для региона. Подросткам часто бывает скучно, они не знают, чем занять себя, а здесь получают идеи и вдохновение, чтобы их реализовать. Это действительно полезно. Кто знает, может, через пару лет я смогу выступить в качестве спикера!»
«Важно, чтобы была надежда»
Директор центра «Вторая школа» Екатерина Тонкопий:
«Раньше в нашем здании размещалась школа №2. Мы сохранили название, потому что его все знают. Каждый день нам говорят: у Никеля нет будущего, его нужно закрывать. Но я, как коренная никельчанка в нескольких поколениях, совершенно не собираюсь уезжать из посёлка, очень люблю его, как и все остальные жители. И для нас важно, чтобы была надежда. А центр эту надежду вселяет.
За короткий период произошли большие изменения: отремонтировали здание. Сначала работал только третий этаж, на следующий год мы победили в конкурсе на беспроцентный займ с проектом языковой школы – она заняла второй этаж, в прошлом году мы победили с проектом, который стартует уже 15 марта 2019 года, направленным на развитие туризма. Сейчас туристы из Норвегии могут приехать, обратиться и получить помощь, которая необходима, чтобы сориентироваться в посёлке. И это важно, потому что в Никеле не переведены названия улиц, хотя мы живём в приграничье. Норвежцы не могут сориентироваться, пойти в парикмахерскую, воспользоваться кафе, место совершенно не адаптировано к туризму. Сейчас это будет налаживаться, мы создадим интерактивную карту, будут разработаны туристические маршруты, появится гид. В этом году заканчивается проект языкового клуба, в рамках которого были обучены волонтёры: они готовы оказывать помощь туристам совершенно бесплатно. Всегда будет работать экстренный телефон, по которому можно позвонить и получить консультацию на родном языке. Мы не собираемся заниматься туризмом, но хотим подготовить площадку для того, чтобы это стало возможным. Наш центр – только начало, всё самое интересное впереди».
«Всё зависит от нас»
Волонтёр, школьница Кристина Коняхина:
«Я не первый год как волонтёр принимаю участие в форуме «Город – это мы». В этом году большинство волонтёров на форуме – ребята, победившие в научно-техническом марафоне «АрктикPRO ». Волонтёры должны быть всегда в курсе того, что происходит. Их могут вызвать в любую локацию мероприятия. Меня, например, изначально поставили работать в пресс-центр, но я встречаю гостей и вручаю подарки. Это спонтанная работа: сейчас ты приносишь скотч, а через час берёшь интервью – стоит быть готовым ко всему. Форум очень полезен, все мероприятия направлены на улучшение города, не зря он называется «Город – это мы», потому что всё только в наших руках!»
«Я всегда делал добрые дела»
Актёр театра и кино Андрей Ургант:
«Я отношусь к «Комбинату добра» очень положительно. Волонтёрство имеет воспитательное значение, потому что молодёжь смотрит и делает то же самое, особенно когда им занимаются взрослые серьёзные люди. Волонтёры лучше, чем профессиональные актёры, они делают это не за страх, не за деньги, а за совесть. И степень искренности вызывает чувства у аудитории. У них есть то, чего с трудом достигали или вообще никогда не добивались профессионалы. Иногда я превращаюсь в зрителя, потому что во время спектакля происходят чудеса. Есть две-три темы, которые меня волнуют, животные, например, и дети, эти моменты разрывают сердце, половина зала вытирает слёзы, причём даже сами ребята, которые были на репетиции, смотрят номера партнёров и переживают. Слёзы на глазах зрителя – не слёзы ужаса или горя, это – высочайший эмоциональный подъём, стресс, встряска, это вызывает самые глубинные чувства – душевные, настоящие. Для этого и существуют люди, которые занимаются искусством: будь то архитектура, музыка, живопись, театр, клоунада, если оно не вызывает чувств, значит, это искусство никому не нужно. Я получаю зарплату от своего ремесла, а встречи, общение с людьми – вклад в мою волонтёрскую работу: и кусты, которые были посажены в Чите, и уборка территории, и поездки. Уже 30 лет я занимаюсь этим, просто не знал, что это волонтёрская работа. В спектакле говорю: я всегда делал добрые дела, только не афишировал. Я помогаю как частное лицо с тех пор, как у меня появилась такая возможность. Если бы у меня ничего не было, я бы не помогал. Не зря говорят: если у тебя нет ботинок – займись ими, чтобы куда-то прийти, а потом занимайся волонтёрством!»
«Либо ты волонтёр, либо нет»
Заместитель начальника отдела внутрикорпоративных коммуникаций управления общественных связей Кольской ГМК Андрей Соловьёв:
«Сейчас активно развивается программа корпоративного волонтёрства, и любой работник «Норникеля» может реализовать свои добрые идеи, замыслы, кому-то помочь. Так здесь оказался и я: в определённый момент появилось желание, теперь втянулся и не могу бросить. Волонтёрство не бывает в рамках чего-то – либо ты волонтёр, либо нет. Самый большой проект программы «Комбинат добра» – экомарафон, который проходит летом. В прошлом году мы объединились в команды, выполнили ряд заданий на экологические темы и поехали на слёт в Красноярск, где и родилась идея основать нестандартное направление «Спектакль волонтёров». Это как минимум интересно и как максимум полезно. На сцене человек приобретает навыки, компетенции, борется со страхами».