Примерное время чтения: 8 минут
2960

Город с императорской фамилией. Мурманск VS Романов — что появилось раньше?

АиФ на Мурмане №37 14/09/2022

Вопрос «Какое имя появилось раньше – Мурманск или Романов-на-Мурмане?» может показаться странным, а ответ – очевидным. Ведь всем известно, 4 октября 1916 года был основан Романов-на-Мурмане, немного погодя переименованный в Мурманск. Именно с этой даты мы ведём отчёт летоисчисления города, именно в этот день мы отмечаем день рождения Мурманска.

Иногда в обществе даже возникают предложения: «А не переименовать ли город обратно в Романов?» Однако здесь не всё так просто.

Точка на карте

В августе 1914 года разразилась Первая мировая война, обнажившая уже на начальном этапе проблемы русской армии с боеприпасами и вооружением. Союзники и рады были помочь, но куда доставлять эти ценные для воюющей страны грузы? Западные границы охвачены войной, Балтийское море с его портами блокировано немцами, Чёрное – турками, Дальний Восток далёк от театра военных действий, остаётся только Север. Главный северный порт Российской империи – Архангельск – давно уже не на первых ролях и с такой большой грузовой нагрузкой справиться не мог, но главное – порт на Белом море замерзал примерно на полгода.

«Глухая окраина России с началом 1915 года, что называется, забыла тишину и покой, царившие здесь веками».

Пришлось министрам взглянуть на карту и вспомнить о незамерзающем мурманском побережье Баренцева моря, слабообжитом и малоразвитом. Глухая окраина России с началом 1915 года, что называется, забыла тишину и покой, царившие здесь веками.

Уже 1 января 1915 года принято окончательное решение о начале строительства железной дороги к Кольскому Северу. Весной определились с местом, где временно остановится путь – в 11 верстах севернее Колы, на восточном берегу южного колена Кольского залива, у Семёновых островов. Именно здесь предполагалось соединить железнодорожную ветку с морским путём для приёмки грузов из стран-союзниц, и именно как Семёновская бухта (ещё это место называли Семёново, или Семёновы острова) обозначалась территория будущего города в первых документах и отчётах. Хотя тогда ещё о закладке в этом месте города никто и не думал, но именно первые незамысловатые строения у этих островов становятся отправной точкой в истории нынешнего Мурманска.

Карта железной дороги с конечной станцией Мурман, 1916 год.
Карта железной дороги с конечной станцией Мурман, 1916 год. Фото: Народное краеведение Мурмана

В срочном порядке летом 1915 года здесь возводят пристань для разгрузки судов. К осени с началом работы железнодорожной пристани и увеличившихся оборотов строительства железной дороги появляется станция Мурман. Географическое название неновое и обозначает южное побережье Баренцева (Мурманского или Русского) моря, но как населённый пункт указывается впервые.

У тони Семёна

В 1916 году на станции Мурман появляются ведомственные посёлки: у железнодорожников – свой, у портовиков – свой. В начале года здесь же поселились и военные моряки. Рядом строится морская база с казармами, складами, канцелярией, домом для начальника. Все эти посёлки разного подчинения, но объединяет их одно – железнодорожная станция Мурман, у которой они расположены.

Семёновы острова называли так потому, что стоявшая здесь хата и тоня принадлежали рыбаку Семёну.
Семёновы острова называли так потому, что стоявшая здесь хата и тоня принадлежали рыбаку Семёну. Фото: Народное краеведение Мурмана

В одном из рапортов в морской генеральный штаб начальник отряда судов обороны Кольского залива, капитан I ранга Николай Васильевич Кротков просит: «Место постройки морской базы в Кольском заливе не имеет определённого географического названия: есть остров Сенной (ныне территория рыбного порта. – Прим. авт.), куда выводится пристань (для тральщиков. – Прим. авт.). Поблизости есть Семёновы острова, названные так потому, что стоявшая здесь хата и тоня принадлежали рыбаку Семёну, поэтому каждый раз, когда приходится говорить об этой местности, задумываешься, как её обозначить. Между тем строительство железной дороги дало прекрасное название местной конечной станции – Мурман. Не найдёт ли морской генеральный штаб своевременным дать название строящемуся здесь порту «Мурман-порт»? 14 июня 1916 года».

Александр Трепов предложил императору присвоить городу имя Романов-на-Мурмане.
Александр Трепов предложил императору присвоить городу имя Романов-на-Мурмане. Фото: Народное краеведение Мурмана

Николай Васильевич тогда ещё не знал, что куда более серьёзные политические личности в отношении названия данного района имели совсем другие взгляды. Всего через две недели одна за другой на стол императору, который находился в Могилёве, легли докладные записки от министра путей сообщения Александра Трепова «Об учреждении на Мурманском побережье городского поселения», где тот указывает «на необходимость учреждения ныне же в округе станции Мурман, Мурманской железной дороги правильного и закономерно устроенного города. Представлялось бы высшим отличием для сего города присвоение ему наименования Романов-на-Мурмане».

Несколькими днями позднее в ещё одном докладе на эту тему Трепов просит «возникшему у станции Мурман железнодорожному посёлку присвоить наименование Романов-на-Мурмане» и приступить к преобразованию его в городское поселение.

4 октября 1916 года в честь приезда высоких правительственных гостей во главе с Треповым на месте будущего города Романова-на-Мурмане прошла церемония закладки храма.
4 октября 1916 года в честь приезда высоких правительственных гостей во главе с Треповым на месте будущего города Романова-на-Мурмане прошла церемония закладки храма. Фото: Народное краеведение Мурмана

4 октября 1916 года в честь приезда высоких правительственных гостей во главе с Треповым на месте будущего города Романова-на-Мурмане прошла церемония закладки храма. Впрочем, дальше закладки дело строительства так и не пошло, но зато тогда общественность страны, да и мира, узнала, что на Севере России строится новый город с императорской фамилией в наименовании.

Убрали фамилию

Надо понимать, город возникал не на пустом месте. К тому времени в мурманском порту кипела работа: суда принимали несколько построенных причалов, гремели портовые краны, разгружая грузы. На станции Романово гудели паровозы и заканчивалось строительство Мурманской железной дороги. Единичные бараки у Семёновых островов через полтора года превратились в важный промышленный район, где жили и работали тысячи людей.

«Убирать фамилию и имена царской семьи из различных наименований в эпоху Временного правительства было, как бы сейчас сказали, трендом».

Затем грянула Февральская революция и произошло отречение Николая II. Надо сказать, народ в Романове в большинстве своём эту новость воспринял благодушно. Возник стихийный митинг, на который пришло около трёх тысяч человек. Было принято решение о создании Мурманского совета рабочих и солдатских депутатов, кстати, выборы в него начались уже на следующий день, и в конце митинга решили просить об удалении из наименования Романов-на-Мурмане царской фамилии.

Убирать фамилию и имена царской семьи из различных наименований в эпоху Временного правительства было, как бы сейчас сказали, трендом. Романов не стал исключением. Тогда, весной 1917 года, многие считали возвращение старого названия вполне справедливым решением. Интересно, как в наши дни картина исторической справедливости изменилась, лихо повернувшись на 180 градусов.

1 апреля военный и морской министр Александр Гучков распорядился переименовать Романов-на-Мурмане в Мурманск и оповестил об этом Временное правительство. Если заглянуть в журнал заседания от 1 апреля 1917 года, то мы увидим, что распоряжение морского министра было принято к сведению и уже 3 апреля переименование официально состоялось. В телеграммах министерства путей сообщения ещё 2–3 апреля указывается станция Романово, а с 4 апреля – уже Мурман.

С тех пор более 100 лет областной центр именуют Мурманском, несмотря на периодические высказывания о возвращении имени Романов-на-Мурмане. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно