Интерес к Арктике возникает на рубеже XIX–XХ веков. Именитые учёные того времени были убеждены: человечество вот-вот покорит Северный полюс. Но история освоения высоких широт показала, что эти планы были если не наивными, то как минимум весьма оптимистичными.
Гибель «Жанетты»
Официальное открытие первой в мире дрейфующей станции состоялось в 1937 году, однако само изучение Арктики с помощью судов такого типа берёт своё начало в XIX веке, когда американская экспедиция на шхуне «Жанетта» под руководством Делонга шла по Северному морскому пути. Поход оказался неудачным: судно вмёрзло во льды Восточно-Сибирского моря. Поскольку оно не было рассчитано на такие нагрузки, его раздавило снежными глыбами и впоследствии потянуло на дно. Обломки «Жанетты» были обнаружены даже на южном побережье Гренландии. Позже эта находка натолкнула географов на мысль, что арктические берега омывают течения, которые и позволяют совершать дрейф. Экспедиция Делонга заставила инженеров задуматься над созданием судна, способного выдержать удар стихии.
«На рубеже XIX–XХ веков пальма первенства в изучении Арктики принадлежала Норвегии. О целесообразности строительства дрейфующего судна научному сообществу впервые заявил знаменитый исследователь Фритьоф Нансен», – рассказал заведующий экспозиционно-выставочным отделом Мурманского областного краеведческого музея Георгий Дзенисов.
И надо сказать, всерьёз идею именитого норвежца восприняли не все. Некоторые современники в открытую говорили, что он сошёл с ума и обрекает людей на гибель. Между тем Нан-сеном руководил спортивный интерес. Он хотел быть первым, кто попадёт на Северный полюс и поднимет над полярной шапкой планеты национальный флаг.
План Нансена
Авторитет исследователя, который в своё время на лыжах прошёл через всю Гренландию, сделал своё дело – вскоре был дан старт строительству судна «Фрам». В России план Нансена встретили с интересом. Министерство иностранных дел снабдило учёного рекомендательным листом вроде того, что выдали Адольфу Норденшельду (шведский геолог и географ, исследователь Арктики. – Прим. ред.) во время плавания вдоль северных российских берегов. Норвежцу прислали копии всех имеющихся в нашей стране карт полярных морей, а прибрежным властям Архангельской и всех сибирских губерний власти поручили оказывать экспедиции всевозможную поддержку.
«В надежде достичь цели Нансен вместе с напарником Ялмаром Йохансоном пересаживается на собачью упряжку и отправляется на Северный полюс».
В 1893 году шхуна отошла от берегов Норвегии и отправилась на Север. План Нансена сработал: судно вмёрзло в арктические льды, выдержав их тяжесть. Учёный надеялся, что дрейф пройдёт легко, но здесь расчёты полярного исследователя оказались неточными: «Фрам» обошёл Северный полюс гораздо южнее.
«В надежде достичь цели Нансен вместе с напарником Ялмаром Йохансоном пересаживается на собачью упряжку и отправляется на Северный полюс, – показал фотографии полярников Георгий Дзенисов. – Но и этот план провалился: льды непрерывно сносили товарищей в противоположную сторону. Стало понятно: жизнь исследователей находится под угрозой. Они принимают решение развернуть сани и отправиться к Земле Франца-Иосифа. В это время там работала британская экспедиция под руководством Джексона. Он знал, что коллега из Норвегии замахнулся на покорение высоких широт, и, по всей видимости, не отрицал вероятности их встречи».
По вечерам британец любил прогуляться по территории лагеря. Во время очередного «променада» он и встретил обросшего, неопрятного мужчину. Это был Нансен. Учёные шли навстречу друг другу. Нансену уже начало казаться, что это галлюцинации. Он слышал лай собак, но понимал, что этого не может быть: псы из их с Йохансоном упряжки уже давно были съедены. К нему подошёл хорошо одетый мужчина и приветственно протянул руку: «Здравствуйте, господин Нансен!» На этом завершились приключения норвежца и первая арктическая экспедиция, в которой, к слову, не погиб ни один участник.