Площадь Пять Углов в Мурманске давно ждёт реконструкции. В прошлом году был предложен проект благоустройства, но он вызвал небывалое сопротивление со стороны горожан. На этот раз власти решили подстраховаться и провели публичное обсуждение: какой площадь видят мурманчане? И какие советы может дать экспертное сообщество?
Восприняли скептично
Пожалуй, главный вопрос, который предстоит решать при благоустройстве: что делать с парковочными местами?
«В 2012 году у города появились средства на благоустройство общественных пространств, мы начали прорабатывать вопрос реконструкции площади Пять Углов. Эксперты нам рекомендовали предусмотреть подземную парковку, как в любом иностранном городе. А это дополнительные средства, которых не нашлось», – рассказал ранее глава муниципального образования город Мурманск Андрей Сысоев.
«Это уже не первое публичное обсуждение реконструкции площади. Ожидания не были оправданы, поэтому сейчас люди всё воспринимают в штыки».
Во время встречи в научной библиотеке горожане предложили убрать парковку с главной площади.
«Я считаю, если убирать автомобили с Пяти Углов, то нужна какая-то альтернативная площадка, возможно многоуровневая стоянка. Иначе все дворы будут заставлены машинами, – поделился мнением инициативный мурманчанин, начинающий дизайнер Валентин Петров. – Мне кажется, больше внимания нужно уделить озеленению. Предлагаю высадить высокие ели, которые можно было бы украшать на Новый год и не тратить бюджетные деньги на покупку искусственных ёлок. На мой взгляд, в центре города можно сделать некое подобие зимнего сада, чтобы круглый год северяне могли наслаждаться цветущими растениями. Это уже не первое публичное обсуждение реконструкции площади. Ожидания не были оправданы, поэтому сейчас люди всё воспринимают в штыки».
Некоторые мурманчане относятся к реконструкции весьма скептично, особенно припомнив проект прошлого года.
«Проект реконструкции Пяти Углов был не один в течение многих лет. Нынешняя работа не имеет никакого отношения к прошлогоднему проекту. Сегодня мы используем совершенно новую для нас технологию соучаствующего проектирования, вовлекаем горожан в процесс разработки концепции развития площади с нуля. Мы хотим проанализировать потребности горожан, выявить проблемы этих территорий и только после этого запустить конкурс на разработку концепции Пяти Углов», – рассказала специалист Центра городского развития Мурманской области Мария Михайленко.
Определить границы
Предложения мурманчан обещают учесть и включить в материалы для архитекторов – участников Всероссийского конкурса.
«Для нас важно мнение жителей, общественности, бизнес-сообщества, чтобы понять, каким центр города хотят видеть они. Мы проводим объёмную работу, чтобы вместе решить, каким должен быть проект реконструкции площади Пять Углов и центральных улиц Самойловой и Воровского, чтобы проводить время там было интересно и комфортно всем группам населения», – прокомментировала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Мария Гаврилова.
Кстати, отдельного обсуждения заслуживают границы реконструкции.
«Всю центральную территорию нужно рассматривать комплексно: от железнодорожного вокзала до первой школы и минимум от улицы Комсомольской до улицы Карла Маркса, а в идеале – от улицы Книповича до улицы Карла Либкнехта: в этой части сосредоточено основное культурное наследие Мурманска, – убеждён архитектор, председатель Мурманского отделения Союза архитекторов России Евгений Галыгин. – На мой взгляд, прежде чем говорить о реконструкции, нужно собрать информацию о границах исторической центральной части города с привлечением специализированных институтов, желательно разработчика Генплана Мурманска. Необходимо подготовить и гласно обсудить техзадания для проекта реконструкции Пяти Углов с указанием границ реконструкции и с выписками из генплана города, а также разработать пешеходно-транспортную схему центра города с автостоянками и маршрутами общественного транспорта. Кроме того, нужно учесть вопросы пожаротушения гостиниц и торговых центров. Мурманчане должны сами выбрать, как им передвигаться: пешком, на личном автотранспорте или по велодорожкам. Вопрос транспорта сегодня, пожалуй, самый главный».