97

Гримасы жилищного кодекса. Не стихает борьба за коммунальную справедливость

АиФ на Мурмане №43 22/10/2020
Когда коммунальная платёжка печатается мельчайшим шрифтом, трудно разглядеть новые  реквизиты.
Когда коммунальная платёжка печатается мельчайшим шрифтом, трудно разглядеть новые реквизиты. © / Алексей Витвицкий / АиФ

В Мурманской области растёт число жалоб на обслуживание многоквартирных домов управляющими компаниями. По каким причинам?

Это как так?

Она боялась, что может заплакать в кабинете городского чиновника. Мурманчанка, приняв успокоительное, пришла в мэрию на приём.

«Помогите нам, жителям хрущёвки. Годами в подъездах зловонный запах из подвала. Четыре года периодически протекала крыша. Углы в подъездах обшарпаны. Управляющая компания (УК) только обещает сделать текущий ремонт. Вы же обязаны нам помочь», – умоляла просительница.

«Нет, не обязан. Вы пришли не по адресу», – услышала в ответ.

«Это как так?» – ужаснулась пенсионерка.

«Это – согласно Жилищному кодексу РФ», – строго сказал чиновник.

Так Татьяна Ветрова узнала, что сфера ЖКХ отделена от государства, что управление домами — это бизнес. Хозяевами теперь стали сами собственники жилья. Для управления домом они могут нанять управляющую организацию или создать ТСЖ – товарищество собственников жилья.

Только один сосед Гриша выслушал пенсионерку.

«Давайте домом в суд подадим на «управляйку». Я в этом ничегошеньки не понимаю, но почитаю кодекс», – заверила Татьяна Петровна.

«Вы же замечали, когда ребёнок не хочет говорить правду, он гримасничает. На мой взгляд, этот кодекс – большая неожиданная гримаса для народа».

«Бесполезно! – рассмеялся молодой отец троих детей. – Вы же замечали, когда ребёнок не хочет говорить правду, он гримасничает. На мой взгляд, этот кодекс – большая неожиданная гримаса для народа».

Расстроилась Татьяна Петровна, вспомнился герой фильма. Он угрожал свахе, что за её проделки в суд пойдёт. Смеясь, весело она ему сказала: «Иди, иди. Да ты слов-то таких не знаешь. А я и то скажу, и это скажу».

Опять отправилась пенсионерка в УК. А там новый директор говорит ей:

«Лично я ничего не обещал. Говорите, жалобы писали? Надо на моё имя написать. Мы рассмотрим, домов у нас много, на очередь поставим».

Она рыдала, ей подумалось, может, вот такая она и есть, гримаса, о которой поведал сосед.

Вина джакузи

Сотрудница бывшей мурманской управляющей компании «Октябрьское ЖЭУ» Вера Михайловна слыла мастерицей говорить и то, и это. Она почти убедила жителей дома № 23 на улице Буркова, что это их вина в перебоях со светом. Мол, накупили микроволновок, мощных стиральных машин, наставили джакузи, к холодильникам прикупили морозильники, по два, а то и по три телевизора в семье – какая проводка выдержит?! Только одна мера – снизить потребление электричества. Полгода лихорадило свет: то мигал, то вовсе пропадал. Выслушивая бесконечные жалобы от жильцов, УК проявляла сочувствие.

«Купив две бутылки водки, разыскала электрика, попросила объяснить профессионально, что в доме со светом. Польщённый доверием специалист честно ответил: «Да у вас пять подъездов на одной фазе сидят, чего тут объяснять».

Узнав, что такое джакузи, сообразительная старушка прикинула, как эта огромная джакузи влезет в маленькую ванную хрущёвки? На шести квадратных метрах кухни как втиснуть морозильник? Заподозрив неладное, она пошла народной тропой. Купив две бутылки водки, разыскала электрика, попросила объяснить профессионально, что в доме со светом. Польщённый доверием специалист честно ответил: «Да у вас пять подъездов на одной фазе сидят, чего тут объяснять».

Ничего не поняла пенсионерка, просто слова запомнила. И выложила их начальнице, а от себя пригрозила: «Не примете меры, в прокуратуру напишу. Как же вам не стыдно! Это целых пять подъездов только на одной фазе сидят!»

«Докопались», – вероятно, подумала Вера Михайловна и меры приняла. Через две недели исчезли все проблемы со светом. Много лет проблем с электрикой нет.

«У предпринимателей коммунального бизнеса немало подобных уловок, лишь бы не делать».

У предпринимателей коммунального бизнеса немало подобных уловок, лишь бы не делать. Понятно, бизнес должен приносить прибыль, это его основа, условие существования. Как же реально получать доход от обслуживания далеко не новых многоквартирных домов? Неужели способ один – не в полном объёме тратить собранные деньги от жильцов, естественно, жертвуя качеством обслуживания?

Возникает резонный вопрос: этого не понимали те, кто принимал Жилищный кодекс? Тогда кто и почему однажды решил, что люди, не имеющие никакого представления об управлении жилфондом, не имеющие специальных знаний, способны и хотят этим заниматься, нести ответственность за содержание такого сложного механизма, как многоквартирный дом?

«Когда обсуждался проект Жилищного кодекса, многие, в том числе и среди руководителей нашей области, были против его принятия, – напомнил председатель Мурманской областной Думы (1994—2007) Павел Сажинов. – Получилось же так, что после разрушения муниципальных ЖЭКов жителей просто бросили в объятия неизвестно откуда взявшихся УК, за которыми нередко стояли обыкновенные мошенники».

Суд да дело

В Мурманске с 2009 года продолжаются тёрки жильцов дома № 43 на проспекте Героев-североморцев с управляющей компанией. К концу 2017 года неотремонтированным оставался один первый подъезд, не соблюдался по-прежнему график уборки. Как же это надоело Елене Кузнецовой! И она приняла решение подать в суд на УК. Без профессиональной помощи МКУ «Новые формы управления» собрать все документы для суда она бы не сумела. Дело оказалось хлопотным, отнимало много сил, времени и денег.

Суд обязал управляющую компанию обеспечить выполнение работ по текущему ремонту первого подъезда. До дела, однако, не дошло, по сей день подъезд не отремонтирован. А что судебные приставы?

«Основная причина неисполнения решения суда – недостаточность денежных средств».

«Основная причина неисполнения решения суда – недостаточность денежных средств», – далее в акте подробно расписано, почему приставы не смогли принудить УК исполнить предписание суда.

Елена Михайловна никуда теперь не жалуется: «Я очень устала, пустое всё это».

Штрафовать!

Действенная мера - наказание рублём. Государственная жилищная инспекция имеет право штрафовать УК по обоснованным неоднократным жалобам жильцов. Помогают ли многотысячные штрафы? Заместитель начальника Госжилинспекции Мурманской области Ирина
Ракитская
не скрывает: «Когда мы выписываем штрафы – душа болит».

Ирина Владимировна понимает двойственность штрафной политики. За грубые нарушения активно штрафуют директоров УК, которые не желают платить из своего кармана. В случаях, когда штраф наложен на компанию, очевидно, что никаких других средств, кроме как денег жильцов, у компании нет. Хозяева нерадивых УК беззастенчиво заявляют активистам: «Жалуйтесь почаще, совсем денег не будет».

Долги растут, содержание домов никакое, встаёт вопрос о лишении УК лицензии. Процедура длительная: проверки, акты, комиссии, подготовка документов в суд. Только он может принять решение о лишении лицензии, по сути – о прекращении деятельности УК. За это время управляющая компания объявляет себя банкротом и уходит с коммунального рынка. И тут же создаёт организацию под новым названием, регистрирует, приступает к управлению тем же жилым фондом, в том же помещении. Когда коммунальная платёжка печатается мельчайшим шрифтом – трудно разглядеть новые реквизиты. Жилищный кодекс этому не препятствует.

Совет губернатора

Собственники жилья имеют право выбрать другую компанию. Есть проблема: где и как найти честную и ответственную? Чиновники отшучиваются: «Золотых компаний нет!»

Газеты не устают сообщать о безобразиях «управляшек». Заголовки говорят сами за себя: «Коммунальная беда», «УК просит кнута», «Коммунальный кошмар на улице Радищева», «Где деньги, Зин?», «Безответные жалобы», «УК на краю пропасти», «Вершина коммунального беспредела».

Безусловно, в областном центре есть успешные, добросовестные руководители управляющих компаний, жители хорошо отзываются о них, довольны обслуживанием. Но, как правило, их жилой фонд составляют дома более современной постройки, а старенькие хрущёвки бизнесу неинтересны.

«Это исключительное организованное безобразие!».

Однажды губернатор Мурманской области Андрей Чибис в недоумении спросил: «Какая кровля в декабре? Что мешало сделать её летом?» – и поставил диагноз: «Это исключительное организованное безобразие!» Гнев обрушился на деятельность регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Андрей Владимирович дал народный совет: «Коллегам по голове настучите!»

А что, если терпение собственников жилья лопнет? Припомнят совет главы региона и крепко настучат по голове. Кому? Нерадивым, нечестным бизнесменам в сфере ЖКХ. На исходе не только терпение, растёт тревога за техническое состояние домов.

«Каждый дом функционально и технически сложный объект. Нарушения его эксплуатации, как известно, нередко влекут очень тяжёлые последствия. Именно поэтому, на мой взгляд, рано или поздно будет востребован советский опыт управления домами», – убеждён Павел Сажинов, который в своё время был мэром Североморска.

Наверное, многие жильцы многоквартирных домов, не специалисты в области управления жилым фондом, были бы не против платить за коммунальные услуги по рыночной цене в государственную казну, под ответственность исполнительной власти РФ.

Справка

В декабре 2004 года Госдума приняла новый Жилищный кодекс РФ. В действие закон вступил с 1 марта 2005 года.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах