Примерное время чтения: 8 минут
11

Какое наше дело. Панфилова — об экономике Мурманской области

С. Панфилова: «Мурманский порт не зависит от международных проливов, а также он незамерзающий — это существенные преимущества, которые позволяют инветосторам принимать инвестиционные решения».
С. Панфилова: «Мурманский порт не зависит от международных проливов, а также он незамерзающий — это существенные преимущества, которые позволяют инветосторам принимать инвестиционные решения». Правительство Мурманской области

За последние пять лет — с 2019 по 2023 год — в развитие Мурманской области инвестировали около 1,2 трлн рублей. Регион уверенно лидирует по количеству резидентов Арктической зоны РФ (сейчас их 279) и по объёму вложенных ими инвестиций. Это говорит о том, что проекты в Арктике действительно реализуются.

Мурманская область всегда была экспортно ориентированным регионом, поэтому политика санкций, безусловно, сказалась на экономике. Об этом и не только рассказала и. о. министра развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова.

Пять в одном

Александра Михова, «АиФ-Мурманск»: Светлана Анатольевна, в новом правительстве под ваше крыло переходят туризм, а также рыбохозяйственный и агропромышленный комплексы. Как идёт объединение? И какие первоочередные задачи стоят на этих направлениях?

Светлана Панфилова: Сейчас мы обсуждаем, как сотрудники будут интегрированы в команду Министерства Арктики. Я думаю, это займёт не меньше двух-трёх месяцев. Сегодня важно закрыть финансовый год, потому что и туризм, и рыбохозяйственный и агропромышленный комплексы выдают много поддерживающих субсидий. Пока не планируется существенных кадровых решений.

Причины объединений понятны. Например, если мы говорим о туризме, то с продвижением региона у нас уже всё хорошо, но количество туристов растёт быстрее, чем инфраструктура, — этим нам и предстоит заниматься.

Рыбному порту предстоит консолидировать активы, найти сторонников, инвесторов, готовых вложиться в инфраструктуру. Фото: АиФ/ Александра Михова

В рыбохозяйственном комплексе, очевидно, нас ждёт реновация рыбного порта, который сегодня работает не так эффективно, как мог бы. Правда, когда на 50 га земли сложная структура собственников, очень непросто что-то модернизировать. Рыбному порту предстоит консолидировать активы, найти сторонников, инвесторов, готовых вложиться в инфраструктуру. Мы уже всё понимаем об одной из территорий рыбного порта — об угольной базе, которая используется как база снабжения шельфовых проектов: найден партнёр, и идёт проектирование судоремонтного предприятия кластерного типа. Региону требуется инфраструктура для судоремонта. Кроме того, мы обсуждаем инвестквоты — это тоже очень важная сфера. И отдельная задача — развитие аквакультуры. Наша область — край рек и озёр, поэтому есть потенциал в развитии аквакультуры.

— Что будет с заводом, который планировали использовать для проекта «Новый Мурманск»?

— Изначально мы планировали реновацию и переориентацию территории бывшего судоремонтного завода под культурно-деловой центр. Это повсеместная практика мегаполисов, когда промышленную инфраструктуру выносят из центра города за его пределы. Проект был поддержан на всех уровнях. Однако экономическая ситуация серьёзно изменилась, принято решение о развитии там услуг судоремонта.

Аквапарк будет построен на улице Подгорной, там же появится рыбная биржа — это что-то типа рыбного рынка.

Проект «Новый Мурманск» сейчас рассредоточен по городу: аквапарк будет построен на улице Подгорной, там же появится рыбная биржа — это что-то типа рыбного рынка.

Жизнь под давлением

— Как санкции сказываются на промышленных предприятиях Кольского Заполярья?

— Санкционное давление сказывается на экономике всей страны, в том числе и на Мурманской области. Вводятся санкции в отношении компаний, продукции, возникают проблемы с логистикой, страхованием. Были сложности у проектов, которые ориентированы на экспорт или в реализации которых использовалось много иностранного оборудования. Очень непросто найти новые рынки сбыта или технологически перевести все процессы на другое оборудование. Однако, например, крабовые компании нашли новые точки сбыта.

Конечно, у нас есть друзья, партнёры. Недавно был открыт центр технической поддержки БелАЗа в Апатитах, там же размещён склад запасных частей, что также положительно влияет на наш товарооборот с Республикой Беларусь.

— Белоруссия намерена построить у нас свой порт для отправки калийных удобрений. Эти договорённости в силе?

— Всё в силе. Мурманский порт не зависит от проливов других стран, имеет прямой выход в Мировой океан, порт незамерзающий — это существенные преимущества, которые позволяют коллегам принимать инвестиционные решения. Наши белорусские партнёры создали компанию для реализации проекта. Однако до этого в соответствии со всеми правилами и требования необходимо пройти определённые процедуры.

У Лавны предусмотрена погрузка судов класса capesize, скорость их обработки составляет 150 тыс. тонн примерно за полтора дня.  Фото: АиФ на Мурмане/ Алёна Гаврилова

— Рынок угля колеблется, цены переживают не лучшие времена. И если универсальный торговый порт ищет иные грузы, то как себя чувствует угольный терминал Лавна?

— Цены на уголь отличаются в зависимости от рынка продаж. Инвестор, заходя в проект, имел контракты, поэтому проблем с углём там быть не должно. У Лавны предусмотрена погрузка судов класса capesize, скорость их обработки составляет 150 тыс. тонн примерно за полтора дня. Это, безусловно, преимущество такого специализированного терминала. Кроме того, терминал отвечает всем экологическим требованиям.

К концу следующего года наша провозная способность в направлении порта Мурманск составит 45 млн тонн.

Завершается проект Мурманского транспортного узля по увеличение провозной способности железнодорожных путей Волхов —Мурманск, большая часть работ должна быть завершена в этом году, но окончательно — в 2025-м. К концу следующего года наша провозная способность в направлении порта Мурманск составит 45 млн тонн.

— Сейчас обсуждается вопрос с китайскими контейнерными перевозками. Есть понимание, какой груз будут транспортировать?

— У нас есть варианты, мы их обсуждаем, в том числе с нашим крупным бизнесом. У местных производителей объёмов загрузить морское судно, конечно, нет, только если это будут сборные грузы. Надо понимать, что Мурманск здесь выступает транзитным хабом и легко может принять продукцию из соседних регионов, чтобы разгрузить железнодорожную сеть. Сейчас по Севморпути ежегодно осуществляются контейнерные перевозки, которые субсидирует Минвостокразвития РФ.

Опора на средний бизнес

— Как сегодня обстоят дела с платиноидами и литием, месторождения которых намеривались осваивать на Кольском полуострове в ближайшие годы?

— Проект «Федорово Тундра» был запланирован до 2022 года, был ориентирован на западные рынки сбыта, также в проекте планировалось использовать оборудование иностранного производства. Сейчас идёт переоценка проекта.

Литий — стратегически важный металл. По этому проекту состоялись аукционы на право пользования недрами, завершаются геолого-разведочные работы, проходят  необходимые общественные обсуждения.

В Оленегорске открывается прачечная на промышленных машинах.

— Как в Мурманской области обстоят дела с малым и средним бизнесом?

— Малый бизнес, как правило, касается услуг и сервисов для северян и гостей региона: это детские центры, оздоровительные клубы, кафе и, конечно, туристические объекты, которые запускаются быстро с помощью федеральной и региональной поддержки. Популярная мера поддержки — Губернаторский старт. Ежегодно мы проводим конкурс на получение безвозмездного гранта. Напомню, он может составлять до 2 млн рублей. Например, в Оленегорске открывается прачечная на промышленных машинах. Эта услуга популярна у военных, рыбаков, туристов-походников, когда надо постирать, например, палатку, спальные мешки, одеяла. Такой инфраструктуры мало. Почти в каждом муниципалитете мы поддержали проекты по этой программе.

В Мурманской области такая структура экономики, что у нас есть очень крупный бизнес и очень мелкий, а среднего, в котором обороты порой доходят до 2 млрд рублей, немного.

В Мурманской области такая структура экономики, что у нас есть очень крупный бизнес и очень мелкий, а среднего, в котором обороты порой доходят до 2 млрд рублей, немного. Наша задача на ближайшие пять лет — раскачать этот сегмент, потому что он чуть более устойчивый, чем малые предприятия, и более гибкий, чем крупный бизнес.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах