Аргументы и Факты
murmansk.aif.ru
16+
Мурманск
Аргументы и Факты
murmansk.aif.ru
16+
Мурманск
Примерное время чтения: 5 минут
46

Люди высокого полёта. В НАО захоронили останки советских лётчиков

Алексей Орлов / АиФ

В День Героев Отечества в Нарьян-Маре захоронили останки лётчиков Беломорской военной флотилии разведывательного авиаполка Северного флота, погибших в Тиманской тундре Ненецкого автономного округа во время Великой Отечественной войны.

На захоронение приехали родственники героев: сын, внук и правнук штурмана Алексея Сорокина, а также внук и правнук командира экипажа Ивана Ветрова.

Кусок сапога на голове

Утром 29 октября 1944 года экипаж лейтенанта Ветрова на летающей лодке «Номад» («Кочевник») вылетел из Нарьян-Мара в Архангельск. Вскоре густой туман окружил самолёт. Командир сосредоточился на приборах, стараясь не обращать внимания на помехи — главного врага лётчиков.

«Раньше считали, что самолёт просто заблудился в тумане и врезался в гору. Но на самом деле никаких гор там нет. Мы долго искали и поняли, что самолёт пытался сесть. Это был гидросамолёт, у которого на крыльях есть специальные приспособления для посадки на воду. Мы нашли одно из таких приспособлений. Получается, самолёт шёл на посадку», — рассказал краевед, исследователь трагедии Андрей Николаев.

Место для посадки оказалось очень неудачным — там было много больших камней. Если бы самолёт приземлился чуть раньше, все бы выжили, и он смог бы снова взлететь. Вероятно, машину немного снесло вбок, возможно, из-за снега, а затем она стукнулась корпусом о камень, удар был сильным, но обломки не разлетелись.

Авиамеханика Михаила Фёдорова во время крушения выбросило из самолёта, благодаря чему он остался жив. Лётчик 18 дней шёл до ближайшего посёлка Коткино, который находится в 180 километрах от места происшествия. У него не было шапки, поэтому он отрезал кусок от своего сапога и надел на голову. В пути он сильно обморозил руки. В Коткино местные жители помогли ему восстановиться.

Известно, что в 1947 году Михаил Фёдоров завершил службу на Черноморском флоте и переехал в Крым. А после распада СССР архивы были уничтожены, поэтому его дальнейшая судьба неизвестна.

В экипаже было семь человек:

  • Командир, лейтенант Иван Ветров: опытный лётчик, воевал на Китайско-Восточной железной дороге, работал в гражданской авиации. На Северном флоте он совершил 60 героических вылетов и был награждён орденом Красного Знамени.
  • Второй пилот, сержант Владимир Дорофеев: до того, как стать пилотом, с 1940 года служил мотористом. Успел совершить два боевых вылета.
  • Штурман, лейтенант Алексей Сорокин: отважный лётчик-истребитель, участвовал в боях на озере Хасан и в советско-финской войне. Получил награду за шесть боевых вылетов и дважды был сбит в бою. Позже, за 44 вылета, был награждён орденом Красной Звезды.
  • Второй штурман, младший лейтенант Николай Гапонов: прошёл через оборону Севастополя и Сталинграда, где был дважды тяжело ранен. Незадолго до крушения, в июле 1944 года, начал службу в авиации Северного флота и успел совершить два вылета.
  • Бортстрелок, сержант Николай Дубошин: один из самых опытных стрелков Северного флота. За 183 боевых вылета, включая опасные операции, награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
  • Стрелок, сержант Василий Мелехин: совершил 219 боевых вылетов в составе разных экипажей. В 1944 году получил медаль «За боевые заслуги».
  • Борттехник, лейтенант Михаил Фёдоровых: участник советско-финской войны. На Севере служил с 1940 года и в 1943 году был награждён медалью «За боевые заслуги». Ему единственному удалось выжить в той трагедии.

«Не знали, где погиб»

В НАО в честь Года защитника Отечества и 80-летия Победы запустили проект «Крылья Победы. Северный Тиман», который напоминает о героических лётчиках, защищавших небо Заполярья. Участники проекта отправились в экспедицию, во время которой нашли вещи экипажа самолёта PBN-1 Nomad. На месте крушения поставили памятник с информацией о лётчиках.

«Все эти ребята жили в Нарьян-Маре. Они работали, дружили, строили семьи. И я думаю, что мой прадед — командир Иван Ветров, когда пил кофе в самолёте с Алексеем Сорокиным, не мог и представить, что их потомки будут ходить по тем же местам и держать в руках вещи с места их гибели, — признался Семён Близин, правнук штурмана Алексея Сорокина. — Когда я приехал в Нарьян-Мар, мне сказали, что одним здесь скучно, а другие заняты добрыми делами. Так вот, я желаю всем жителям округа, чтобы этот огонь в вас не гас. Продолжайте изучать своё прошлое, ведь тогда у вас точно будет хорошее будущее!»

Вместе с Семёном к месту гибели лётчиков приехал и его дед — Анатолий Близин, сын того самого штурмана Сорокина. Он родился в Нарьян-Маре в 1944 году, Алексей Сорокин погиб через месяц после его рождения. Видел ли отец сына, неизвестно. Сейчас Анатолий с семьёй живёт в Армавире. Путь из солнечного городка в суровое Заполярье был непростым. Он признался, по приезде его сразу снарядили тёплой одеждой и обувью, от которой он, честно говоря, уже давно отвык.

«О гибели отца мы знали в общих чертах, ничего конкретного известно не было. Уже на месте краеведы нам подробно всё рассказали, — поделился Анатолий Близин. — Раньше мы не знали даже, где он погиб. Благодаря правнуку, который связался с руководителем поисковой группы, я, наконец, узнал истину. Конечно, сейчас чувствую облегчение. Считаю, что исполнил свой последний долг — взял земли с места, где он похоронен».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах