Примерное время чтения: 4 минуты
292

Остаться в живых. На что жалуются заполярные аграрии?

АиФ на Мурмане №13 30/03/2022
Производители молочной продукции в регионе хотят зайти в крупные торговые сети.
Производители молочной продукции в регионе хотят зайти в крупные торговые сети. / Александра Михова / АиФ на Мурмане

Идея импортозамещения объединила отечественных аграриев, но и она оказалась с подвохом: чтобы вывести на рынок местный продукт, нужны товары заграничного производства.

Трудности логистики

Крупные производители агропромышленного комплекса Мурманской области, что называется, держат руку на пульсе – себестоимость продукции растёт каждый день. Конечно, многие живут за счёт запасов, созданных в докризисные времена, они-то и помогают сдерживать рост цен. Однако надолго ли их хватит?

«За последнее время выросли транспортные расходы, а в Мурманской области в основном всё привозное. Да и импортная техника тоже требует обслуживания».

«У нас нет никакого желания сыграть на ситуации и бездумно повысить стоимость продукции для потребителя, чтобы получить дополнительную прибыль, – прокомментировала директор пекарни «Белая Вежа» Елена Гришина. – За последнее время выросли транспортные расходы, а в Мурманской области в основном всё привозное. Да и импортная техника тоже требует обслуживания: запчасти подорожали, многих деталей уже попросту нет в продаже. Ингредиенты, которые используются в хлебопечении (мука, дрожжи), тоже прибавили в цене. Жировая составляющая маргарина – пальмовое масло – производится в Малайзии, его покупают за доллары или евро. Не стоит забывать, что масло ещё нужно доставить в Россию, а транспорт, по сути, сейчас тоже заблокирован. Безусловно, наблюдается дефицит сырья. Всё это в совокупности и даёт рост себестоимости производства».

Кроме того, готовую продукцию нужно ещё упаковать – в плёнку, бумагу, наклеить этикетки, напоминают производители. На многих предприятиях региона оборудование для этого установлено преимущественно импортное. Конечно, есть машины и российского производства, но их крайне мало.

«Стоимость плёнки сегодня выросла минимум вдвое, краски, используемой для изготовления этикеток, и самоклеящейся бумаги просто нет, потому что их основным поставщиком была Европа. Логистические поставки из Китая в наш регион пока не налажены», – объяснила Елена Владимировна.

Жить можно?

По словам сельхозников, немалая часть необходимой для производства продукции попросту отсутствует на отечественном рынке, а то, что осталось, подорожало в разы. По каким причинам поставщики поднимают цены так резко? Возможно, чтобы в перспективе сбалансировать свои потери, но, как говорится, от этого не легче.

«Предприятия, которые выпускают комбикорм, продолжат повышать цены, а значит, наши финансовые потери будут только расти».

«Невозможно жить с такими ценами! Корма стоят сумасшедших денег. Комбикорм везём в основном из Курской области. Раньше брали на Кировском заводе в Ленобласти, но там цены стали просто неимоверные. Семена овса вообще не найти. У нас осталось 86 коров, хозяйство даже по северным меркам небольшое, но и тех не прокормить, потому что убытки сумасшедшие, – рассказала председатель рыболовецкого колхоза «Энергия» Антонина Амбросова. – Вообще не знаю, кто выживет в таких условиях. Думаю, что количество сельхозпредприятий в регионе сократится. Субсидии не перекрывают расходы. В прошлом году мы семена купили на 500 тыс. рублей, а субсидию дали 300 тыс. рублей. На молоко поддержка тоже мизерная: за год получаем 2-3 млн рублей, а убыток несём в 20 млн рублей. Предприятия, которые выпускают комбикорм, продолжат повышать цены, а значит, наши финансовые потери будут только расти».

Однако среди сельхозпроизводителей региона нашлись и те, кто смотрит в будущее с оптимизмом.

«Я думаю, ничего страшного не произойдёт, наоборот, для страны будет куда лучше, когда своё производство заработает! Если всё организовать грамотно, можно жить! Нужно помочь предприятиям решить насущные вопросы, например снизить процентную ставку кредитов для фермеров и сельхозпроизводителей, добавить дотаций», – считает руководитель предприятия «Кольская ферма» Ираклий Мчедлишвили.

По словам Ираклия Георгиевича, у местных сельхозпроизводителей есть очевидная проблема: в федеральные торговые сети зайти весьма затруднительно.

«Многие северяне, кто знаком с нашей продукцией, хотят покупать её в гипермаркетах, но из-за проблем с сетями вынуждены идти в отдельный магазин».

«Полтора года мы не можем попасть в «Ленту», «Перекрёсток», «О’кей». Причём вопрос заключается не в качестве нашей продукции, а то наклейка не соответствует, то точка или запятая на упаковке не там стоят. Как так можно? У нас экопродукт, срок годности всего семь дней. Любая лаборатория подтвердит: товар изготовлен без консервантов и сухого молока. Многие северяне, кто знаком с нашей продукцией, хотят покупать её в гипермаркетах, но из-за проблем с сетями вынуждены идти в отдельный магазин. Кто станет давать своему ребёнку обезжиренное молоко? Люди хотят есть натуральные продукты!» – добавил он.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах