Примерное время чтения: 6 минут
1174

Как жилось финнам на Мурмане?

АиФ на Мурмане №17 26/04/2018
Так до революции жили финны на Мурманском берегу.
Так до революции жили финны на Мурманском берегу. фото из личного архива

Император Александр II утвердил ряд мер, которые побудили людей селиться вдоль Кольского побережья: освобождение от уплаты податей, выдача ссуды семьям, безвозмездный отпуск леса на строительство жилья и судов, право свободной торговли с Норвегией.

Указ о предоставлении льгот поселенцам был издан с оговоркой: иностранные граждане должны были принять российское подданство. При этом сохранялась надежда, что эмигранты будут способствовать развитию удалённой, холодной части империи. Кольский полуостров по понятным причинам оставался малопривлекательным для русских и поморов. Хорошо освоены были только территории Терского и Кандалакш­ского берега Белого моря. Центр Кольского Севера, а также Мурманский берег в течение долгих лет оставались незаселёнными, сюда промышленники приходили лишь во время промыслового сезона (весна-лето) и не пытались здесь серьёзно обосноваться.

Основным средством стала колонизация, в которой принимали участие выходцы из Финляндии и Норвегии. Царское правительство было заинтересовано в привлечении переселенцев в необжитый край. В мерах по заселению Мурманского берега прослеживалась возможность увеличить экспортную торговлю, что улучшало благосостояние всего северного края и увеличивало государственные доходы. Появление на Мурмане постоянных финских поселений способствовало развитию рыбных промыслов. В 1890-х гг. были основаны крупные поселения: Белокаменка, Краснощелье, Грязная Губа, Ваенга, Чалм-Пушка (Росляково), Мотка, Ура, Земляная, Цыпнаволок и т. д.

Основная причина миграции финнов в дореволюционный период была экономической: западный Мурман был богат рыбными промыслами, в то время как в Финляндии был голод и неурожайные годы. Они надеялись на лучшую жизнь. Орудия лова и промысловые суда (боты), карбасы финнов были более современными, чем у русских, что сказалось на увеличении импорта норвежской рыбы на российские рынки.

Архивы Норвегии документально подтверждают, что благодаря сообщению между Земляной Губой, Ура-Губой, Печенгой, Александровском, Цыпнаволоком, Вайда-Губой был налажен торговый путь с норвежским Вардё. Продавали лодки, животных, рыбу. Покупали муку, соль, краску, холст, масло, кофе, табак, одежду и другие товары.

Так, Карл Хайкара родом из Улеаборгской губернии жил в Вардё. Он встретил свою любовь Матильду Песонен, проживавшую в Земляной Губе. Женился в Вардё в 1870 году и поселился на Мурманском берегу в 1872 году, где у них родилось 11 детей.

Благодаря переселенцам была создана рыбная промышленность, построено свыше 90 населённых пунктов, развита торговля на Мурмане. Они пришли на Север, поселились на бесплодной холодной земле и на одном энтузиазме начали с нуля, работали до истощения в отсутствие какой-либо возможности получения медицинской помощи. Но вскоре началась русская революция, и над Мурманским берегом нависли тёмные облака.

Что случилось после революции?

В 1917 году резко изменилась ситуация для финских поселенцев на Кольском полуострове. Контакты с Норвегией и Финляндией оборвались. В ноябре 1917 года власть в Мурманске перешла в руки большевиков. Но уже в 1918 году началась английская и американская интервенция.

Карл Хайкара возглавлял самую многочисленную финскую партийную ячейку на Мурманском берегу, его сыновья были лидерами РКП(б), входили в состав Красной армии, имели винтовки, о чём свидетельствуют материалы государственного архива Мурманской области. Они были свидетелями и участниками военных действий в период гражданской войны 1917-1920 годов на Севере, боролись за народную демократию, против раздробления Кольского полуострова иностранными монополиями. Что привело к установлению советской власти на Мурманском берегу.

Но 1930-1940-е годы стали для финнов трагическими. Если при царском режиме им предоставлялись значительные привилегии, то теперь они рассматривались как нежелательный элемент в приграничном районе. Многие из них были арестованы, репрессированы, осуждены и высланы за пределы региона. Даже те, кто был здесь рождён и никогда не покидал Мурманский берег. Поселенцы были обвинены в поддержании контактов с метрополией Норвегии и Финляндии, отрицательных по отношению к советской власти. Приказ НКВД сделал из них врагов народа. Рыбаки из Цыпнаволока были расстреляны в 1937 году в Ленинграде и похоронены в братской могиле. Другая часть финнов была казнена или погибла в лагерях в конце 30-х годов. Впоследствии они были признаны жертвами политического террора.

Так, Хелинг Карлович Хайкара, рабочий леспромхоза, в мае 1944 года был арестован и через месяц умер в местах лишения свободы. Посмертно он полностью реабилитирован в 1992 году. Эта информация, долгое время хранившаяся в архивах, стала публиковаться лишь с девяностых годов после появления Постановления Верховного Совета РФ № 5291 «О реабилитации российских финнов». Сейчас имена трагически погибших российских финнов хранятся в Книге Памяти России. Многие семьи как в России, так и в Финляндии и Норвегии только сейчас смогли узнать ужасную правду о том, что случилось после того, как НКВД постучался в двери живущих у Баренцева моря.

Где похоронены?

В 1940 году все финны и норвежцы с Севера России были сосланы в Карелию по национальному признаку на основании приказа НКВД.

Так, Матильда Хайкара и её сыновья Хемминг Хайкара, Фрит Хайкара, Карл Хайкара были выселены в Карело-Финскую ССР. В Карелии было трудное время. Большинство финнов умерло от голода, и это был конец для финской колонии в России.

Остался только один вопрос, на который нет ответа. Где похоронены финские колонисты?

Были финны, которые пережили войну. Аннетта Карловна Хайкара, потеряв семью, близких и родных, вернулась в Мурманскую область в 1945 году. Она прожила честную и трудную жизнь, отработав 47 лет в ЖКО от завода № 35. Однако сегодня почти все финны, родившиеся на Кольской земле (Хайкара, Песонен, Таурияйнен, Якку) умерли. Другие установили контакты с родственниками из Скандинавии и вернулись на свою историческую родину. Остались их дети и внуки. Так, Наталия Хайкара и я, Агнесса Хайкара, живём в Мурманске. Мы ощущаем себя финнами и гордимся своим происхождением и своими предками - основателями Мурманского берега.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах