Год назад, 30 октября, в Рослякове во время планового выхода единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» затонул плавучий док размером с Красную площадь.
Что стало известно об аварии за это время, выяснил корреспондент «АиФ на Мурмане».
«Неконтролируемое затопление»
В Мурманске за 25 лет было пять случаев затопления плавучих доков – разница лишь в масштабах бедствий. В 2018 году пошёл ко дну один из крупнейших доков в мире – ПД-50, единственный пригодный для ремонта тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Ущерб, причинённый аварией, оценили в 196 млн рублей.
Во время планового выхода авианосца на 82-м Судоремонтном заводе (82 СРЗ) произошло притопление плавучего дока. А спустя всего несколько часов, когда корабль отбуксировали на безопасное расстояние, док полностью ушёл под воду. Во время инцидента упали два башенных крана, один из них – на техническую зону лётной палубы авианосца. От удара 70-тонным краном «Кузнецов» получил 52 повреждения, стоимость устранения которых составит около 70 млн рублей.
«Установлено, что в результате ненадлежащей организации выполнения доковых работ и нарушения требований произошло затопление помещений палубы безопасности правого борта, образование крена на правый борт и неконтролируемое затопление плавучего объекта в акватории Кольского залива», – объяснила старший помощник руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР по связям со СМИ подполковник юстиции Мария Добрынина.
Вторым отделом по расследованию особо важных дел Северо-Западного следственного управления на транспорте было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлёкшее по неосторожности смерть человека».
Тогда основной версией аварии называли скачок напряжения.
« Есть такая специальность – докмейстер. Но профессионалов сейчас нет: одни на пенсии, другие уехали с Севера, третьи ушли в мир иной. Докование судов осуществляется по специальной схеме в определённые сроки. Из всего судоремонта это самая ответственная операция, – ранее рассказала «АиФ на Мурмане» профессор, к. т. н., доцент, заведующая кафедрой технологии металлов и судоремонта Мурманского государственного технического университета Людмила Баева. – Кроме того, мы заложники устаревшего оборудования. В 90-е годы ничего не ремонтировали и распродавали. Когда судно стоит, все агрегаты, которые обеспечивают его работу и жизнедеятельность, должны функционировать. А если док запитан от береговой трансформаторной будки, при небольшом перепаде напряжения автоматический запуск запасной подстанции быстро не происходит. Для дока это остановка насосов на доли секунд. Но если с одной стороны насос отключился, пойдёт перекос. Например, чтобы упал кран, достаточно всего трёх градусов уклона».
Доподлинно причину аварии могут установить уже в следующем месяце.
«Пропавший без вести при аварии на 82 СРЗ в Рослякове судом признан погибшим».
«В ходе расследования уголовного дела силами Морской спасательной службы Росморречфлота проведено подводное исследование плавучего дока. Специалисты выявили участки корпуса, имеющие повреждения. В январе 2019 года, а также в мае 2019 года осуществлены их вырезы, которые предоставлены экспертам. С целью установления причины затопления плавучего дока 25 января в Крыловском государственном научном центре назначена комплексная водно-техническая судебная экспертиза, которая до настоящего времени не завершена. Предварительный срок завершения экспертизы – начало ноября 2019 года», – рассказала Мария Добрынина.
«Признан погибшим»
При аварии пострадали три человека, кроме того, один погиб и ещё один – старший механик смены – был объявлен пропавшим без вести. Все они – сотрудники 82-го судоремонтного завода.
«Пропавший без вести при аварии на 82 СРЗ в Рослякове Виктор Проценко, 1960 года рождения, судом признан погибшим, – рассказал «АиФ на Мурмане» председатель Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области Владимир Гусев. – Подъём плавучего дока пока не осуществляется, он – вещественное доказательство».
Подъём дока невозможен и из-за размеров конструкции: длина – 330 метров, ширина – 67 метров, площадь – 23 тыс. кв. метров.
«Плавучий док до настоящего времени находится на дне Кольского залива, на глубине 40 метров. Его масса составляет не менее 70 тыс. тонн, в связи с чем его подъём на поверхность затруднителен», – пояснила Добрынина.
«Плавучий док до настоящего времени находится на дне Кольского залива, на глубине 40 метров».
Для продолжения ремонтных работ авианесущего крейсера «Кузнецов» было принято решение о реконструкции сухого дока на 35 СРЗ. Сейчас док разделён на две части – по сути, он представляет собой два разных дока. Обе камеры предстоит объединить в одну и несколько их удлинить, после чего он будет дальше выступать в Кольский залив. Предполагается, что после реконструкции Мурманск получит самый крупный сухой док в России.