3 июля Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России отмечает 85 лет со дня своего образования. Обстановку на дорогах с «АиФ на Мурмане» обсудил ветеран ГАИ-ГИБДД, бывший начальник Октябрьского отделения ГАИ города Мурманска майор милиции Александр Горнаев.
Скорость не режем
Александра Михова, «АиФ на Мурмане»: – Александр Иванович, как вы относитесь к инициативе снизить скорость в городе с 60 до 30 км/ч?
Александр Горнаев: – Ни в коем случае этого делать нельзя! С моей точки зрение, такое могли предложить только непрофессионалы. Что это за скорость такая – 30 км/ч? Сотрудники ГАИ абсолютно правы, когда говорят, что эту инициативу могли предложить только ради пополнения бюджета штрафами. Сегодня в основном эксплуатируются высокоскоростные автомобили, на которых 30 км/ч – это вторая или третья передача. Такое ограничение скорости повысит расход топлива, а также существенно скажется на загазованности воздуха в городе. Лучше тогда всех на велосипеды пересадить! И то, что по кодексу допускается разница до 20 км/ч, – это правильное решение (речь идёт о норме КоАП, согласно которой штраф за превышение менее чем на 20 км/ч не выносится. – Прим. авт.). Это моё личное мнение.
«Сотрудники ГАИ абсолютно правы, когда говорят, что эту инициативу могли предложить только ради пополнения бюджета штрафами».
– Правда, что именно вы предложили установить в Мурманске первый «лежачий полицейский»?
– В 1994 году я был назначен начальником ГАИ Октябрьского района Мурманска. В то время на улице Старостина было несколько нерегулируемых пешеходных переходов. Водители зачастую превышали скорость, игнорировали пешеходов. Я и предложил установить «лежачий полицейский», но они были сделаны неграмотно – в полотне асфальта прорыли канавы. Очень многие водители тогда меня за эту инициативу проклинали! (Смеётся.) Было много возмущений, но, главное, это привело к снижению ДТП! В народе их прозвали «ступеньками Горнаева».
Водители стали вежливее
– Не секрет, что в 90-е годы правила дорожного движения нарушались довольно часто. Потом ввели серьёзные штрафы, и это многих дисциплинировало. Как вы думаете, нужно ли ещё повышать штрафы или уже достаточно?
– Я думаю, что за отдельные виды нарушений можно. Например, когда водитель скрылся с места ДТП. Сейчас предусмотрен штраф или лишение прав на год. Мне кажется, штраф можно было бы увеличить и по второй части сделать альтернативу – или штраф, или лишение прав. Бывают случаи, когда водитель не чувствует столкновения и уезжает, а на машине остаётся небольшая вмятинка. Я думаю, здесь можно было бы применить штраф от 15 до 20 тыс. рублей в зависимости от повреждений. Но в целом увеличивать штрафы не стоит.
– Как вы считаете, сегодня порядка на дорогах больше, чем в то время, когда вы служили?
– Насчёт порядка не могу сказать, но водители стали повежливее. Это однозначно. Раньше все сигналили «пропусти-пропусти» – сейчас, наоборот, водители создают условия, чтобы уступить дорогу тому, кто торопится. Есть, конечно, наглецы на дороге, но их не так много.
У меня с 2004 по 2006 год не было личной машины, я ездил на общественном транспорте. Когда купили автомобиль, сразу заметил, насколько тесно стало на дорогах Мурманска. А сегодня так вообще город насыщен транспортными средствами.
«Сейчас мало больших автобусов, микроавтобусы принадлежат частникам, которые чаще всего нанимают водителей из южных регионов и стран СНГ».
– Часто слышу, как водители жалуются: «Получили права, а ездить не умеют!» Вы с этим утверждением согласны?
– Никого не хочу обижать, но раньше у нас работали действительно высокопрофессиональные водители автобусов. Им нужно было иметь категорию D, наезд, накат – просто так с улицы никого не брали. Сейчас мало больших автобусов, микроавтобусы принадлежат частникам, которые чаще всего нанимают водителей из южных регионов и стран СНГ. Я считаю, раньше водители были лучше подготовлены. Это была советская система подготовки. Если механик подпишет путевой лист водителю на автомобиль, у которого что-то неисправно, сразу на механика налагался штраф. Поэтому и порядок на дороге был.
Визит Лукашенко
– Как так получилось, что вы пришли служить в Госавтоинспекцию?
– После срочной службы в армии в 1978–1980-х годах я работал водителем на грузовой машине в АТК «Главмурманстрой», обеспечивал подвоз стройматериалов. У меня было две категории – В и С, потом выучился и получил категорию Е. А в это время в автотранспортных организациях начали приглашать на службу в милицию. Меня позвал будущий начальник ГАИ Александр Глебов (тогда он был командиром взвода) для прохождения службы в отдельном дивизионе дорожно-патрульной службы ГАИ УВД Мурманского облисполкома. Сначала я растерялся, а потом подумал: возможно, смогу быть полезным. Начинал с должности инспектора дорожно-патрульной службы. Моим наставником был Николай Галкин, который многому меня научил. Затем стал дознавателем отдельной роты дорожно-патрульной службы, а спустя полтора года меня пригласили в Октябрьский отдел милиции на должность старшего госавтоинспектора. Я занимался проверкой автотранспортных средств, техосмотрами. Потом произошло преобразование районных отделов в районные управления внутренних дел. В 1994 году я был назначен начальником ГАИ Октябрьского района. Прослужил 16 лет, 8 месяцев и 20 дней.
Кстати, в наше время были в основном пешие патрули и мы пользовались обыкновенным деревянным жезлом и свистком. Инспектор дорожно-патрульной службы был одет в белое снаряжение: шинель, белый ремень – он всегда отличался.
– Вы чувствуете, что и после службы остаётесь в строю?
– Наверное, только когда собирается Совет ветеранов, мы что-то обсуждаем, отмечаем или кого-то провожаем в последний путь. Дружба, конечно, остаётся. Но если мне сейчас дать жезл и сказать: «Александр Иванович, пойди-ка порегулируй!» – я не пойду. Я это умею делать, но не пойду.
– Были какие-то случаи, которые вы сегодня вспоминаете?
– В 1998 году в Мурманск приезжал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Мы тогда проходили тренировки, расставляли наряды в округах – готовились. То же самое было, когда приезжал король Норвегии. А все мероприятия проходили, как вы понимаете, на территории Октябрьского района. Все, конечно, переживали, как бы чего не произошло. В приезд Лукашенко группа корреспондентов ехала из аэропорта по «Ленинградке», и на границе Первомайского и Октябрьского районов водитель КамАЗаиспугался машин с мигалками, нажал на тормоз, и его вынесло на встречную полосу. Машина ДПС и один автобус проехали, а второй автобус попал в аварию, там, к сожалению, погиб водитель. Вот такая история запомнилась.
Операция «Бахус»
– Говорят, на дороге две беды – лихачи и пьяницы. Вы с этим согласны?
– Я не владею статистикой нарушений на сегодняшний день. Но прежде в среднем на территории Октябрьского округа с 1994 по 2000 год было от 195 до 220 ДТП с последствиями. В середине 90-х годов, когда был рост ДТП с участием пьяных водителей, я по своей инициативе организовывал мероприятия по их выявлению и назвал их операцией «Бахус». Тогда мобильных телефонов не было, но сарафанное радио работало отменно, поэтому приходилось всё делать скрыто. За четыре часа минимум 5-7 человек мы задерживали и лишали прав на 12 месяцев. В то время по административному законодательству начальник ГАИ района имел право принимать решение, связанное с лишением права управления транспортным средством.
– А как вы относитесь к скрытому патрулированию?
– Хороший вопрос. В середине 80-х годов водители автобусов начали попадать в аварии. Начальник ГАИ области дал команду подготовить экипажи, чтобы они контролировали перевозку пассажиров, будучи одетыми в гражданскую одежду, в том числе находясь в автобусе. Я лично принимал участие в таком мероприятии. Я не против такой формы, но это не должно быть системно. Если пошёл рост ДТП, тогда допустимо, с моей точки зрения. И то же самое с гражданским патрулированием. У меня получалось! Периодически такие операции нужно проводить. Мы тогда могли на месте штрафовать: пешеход нарушил правило – заплатил или 1 рубль, или 3 рубля. Я на месте прямо квитанцию выписывал.
– Скажите, а взятку вам когда-нибудь предлагали?
– Предлагали. Говорят: «Давайте договоримся…» На такие предложения сразу отвечал: «Не о чем договариваться». Я никогда в кабинет не пускал людей с пакетами. Если повода не даёшь, то и не предлагают. Всё ведь от сотрудника зависит.