Примерное время чтения: 10 минут
763

«Все мы вышли из Киевской купели». О святой воде и расколе на Украине

АиФ на Мурмане №3 16/01/2019

На неделе православные верующие отметят Крещение Господне.

Правда ли, что в этот день святая вода течёт даже из кранов? А также кому не стоит погружаться в купель? Об этом и не только «АиФ на Мурмане» рассказал настоятель морского храма Спас на Водах, благочинный церквей мурманского округа Андрей Амелин.

Купаться необязательно

Лилия Альшевская «АиФ на Мурмане»: – Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, о духовном значении праздника Крещение. Ведь сегодня немногие люди знают традиции.

Андрей Амелин: – Крещение или Богоявление – это один и тот же праздник. Богословски правильно Богоявление, потому что Бог явился во плоти к страждущему человечеству. Сначала он рождается от Пресвятой Девы сверхъестественным образом, приходит в мир в виде младенца – мы празднуем Рождество Христово. А Богоявление – это когда Господь в возрасте 30 лет выходит на общественное служение с проповедью о спасении человечества (проповедь о покаянии) как Сын Божий. Перед тем как проповедовать, он принимает крещение от Иоанна Крестителя. Господь погружается в воды Иордана и при этом не произносит ни слова: все люди исповедовали грехи, а у Христа их просто-напросто не было. Иоанн Креститель даже возбранял креститься от его рук, потому что видел: перед ним стоит тот, кто выше пророков. Об этом подробно изложено в священном писании Нового Завета. Когда Иоанн увидел в толпе Христа Спасителя, воскликнул: «Вот агнец Божий, который берёт на себя грех мира… Мне ли тебя крестить? Я сам должен от тебя креститься». Но Христос погружается в воды Иордана и вбирает в себя грехи всего человечества, опаляя их Своим божественным огнём.

– В народе говорят, что в Крещение святая вода течёт даже из крана. Как вы к этому относитесь? И правда ли, что её нужно пить натощак?

– В Крещение водоёмы освящаются, но это совсем не означает, что воду из крана нужно пить. Можно не нырять в Крещение в прорубь, а окунуться в тёплый бассейн или ванну дома, принять душ. Главное – сделать это с верой, прочитать молитву или хотя бы обратиться к Богу своими словами, перекреститься. Но для питья вода освящается в храмах и чистых источниках. Священная вода обладает целебными свой­ствами. Пьют её по утрам натощак и с молитвой, исключение – больные. После приёма святой воды люди получают облегчение или даже исцеление от болезни.

– Сегодня крещенские купания становятся всё популярнее. Вот только делают это люди нередко не из духовных побуждений, а забавы ради: испытать свои силы, а потом поделиться фотографиями в социальных сетях. Правда ли, что церковный устав, в принципе, не предполагает никаких купаний?

– Купание действительно необязательно. Это народная традиция, которая сложилась на Руси. Сам по себе обычай неплохой. Наше государство некогда было христианской империей. Именно церковь создавала государство, объединяя князей в периоды междоусобиц – «перетягивания одеяла власти». Это имперское сознание до сих пор присут­ствует в народном менталитете: большинство людей всё равно принимают святое Крещение. Всё-таки 80% населения – крещёные люди. Тогда, в дореволюционные времена, на Руси люди окунались с задором, но при этом исповедуя искреннюю веру. Такой уж мы народ – северный, горячий и довольно мощный, поэтому и традиция погружения в прорубь осталась.

Конечно, плохо, когда люди воспринимают этот день лишь как повод лишний раз выпить-закусить и поморжевать. К делу спасения это не имеет никакого отношения, хоть многие и говорят, что, окунувшись в прорубь, смывают все грехи. Ничего не смывается водой! Для этого необходимо покаяние. Что касается выкладывания фотографий, верующий никогда не представит всеобщему обозрению, например, то, как он молится. Если же он этого не чурается, то относится к своему внутреннему духовному миру легко и поверхностно. Этакий наш славянский задор.

Божественная литургия, серд­цевина которой – причащение телом и кровью Господа, – основное богослужение в христианской церкви. Человек исповедается, кается в своих грехах, и всё чёрное, что накопилось в душе, сжигается через эту святыню, через причастие, то есть опаляется божественным огнём. Если человек с верой причащается, то из храма он вылетает как на крыльях: обновлённый и счастливый. Другое дело, что потом он снова погружается в суету земной жизни, где очень трудно не согрешить, даже на уровне помыслов. Поэтому эти «пилюли»: исповедь и причастие – основные таинства после Крещения, которые постоянно увра­чёвывают и обновляют человеческие души.

Фото: Из личного архива

– Есть ли люди, которым противопоказано погружаться в купель? Некоторые родители окунают в ледяную воду грудных детей. Как вы к этому относитесь?

– Купание в проруби бывает опасным! Человек даже может испустить дух раньше времени. Я считаю, если ты собираешься прыгнуть в прорубь, то нужно проявить трезвость и оценить состояние здоровья. Окунание в прорубь может прибавить духовного здоровья, но возможно и пагубное влияние на физиче­ское состояние. Болящим людям, особенно сердечникам, я бы не советовал прыгать в холодную прорубь – это серьёзный стресс для организма.

Что касается маленьких детей, знаете, я ведь не могу давить на людей. Есть родители, которые сами закаляются и занимаются закаливанием детей. Это умение может постепенно войти в жизнь человека. Но лично я побаиваюсь детей в холодную прорубь окунать. Всё-таки ребёнок – свободная личность. Применять по отношению к нему насилие таким образом, может быть, здорово для родителей, но насколько хорошо в этот момент себя чувствует дитя, здесь у меня сомнения. Как родители девятерых детей, опыт в воспитании с супругой имеем. Лучше приводить детей в храм почаще.

Вера в литературе

– Некоторые люди сначала гадают на Старый Новый год, а потом в прорубь ныряют на Крещение. Как вы думаете, почему так происходит?

– Если человек не был воспитан в истинной вере, то его душа заполняется суевериями. В Писании по поводу языче­ства сказано: «Ваши идолы – суть беса», или «ничто», то есть пустое. Гадания могут очень плохо закончиться. К человеку или даже к целой семье может привязаться нечистая сила, как говорят в народе, и расстаться с ней будет тяжело. Вплоть до того, что человек может стать бесноватым. Невозможно связать людям руки, поэтому мы только предостерегаем от беды. Людям интересно погрузиться в «иной мир», но и столкнуться в нём можно далеко не с ангелами.

– Согласно социологическим исследованиям, истинно верующих людей на сегодняшний день не более 5%. Другие соцопросы показывают, что к верующим себя относят 40-60% россиян. Как вы думаете, чем вызвана такая разница в процентах?

– В эпоху воинствующего атеизма церковь была гонима. До войны вообще все верующие, в том числе священники и епископы, должны были быть истреблены. Во время войны Сталин вновь стал открывать храмы: как одолеть врага без молитвы? Затем при Хрущёве гонения повторились, беспощадно взрывали прекрасные соборы. Но вера не иссякла. Всегда были верующие люди, даже среди коммунистов: они втайне крестили детей. Но никакого церковного образования не было, даже воскресные школы были запрещены в советском государстве. За 70 лет народ стал богословски необразованным.

Думаю, что 5% – это люди, живущие таинствами церкви, которые регулярно исповедуются и причащаются, то есть ведут духовный образ жизни, когда дух управляет телом. Таких россиян действительно немного. В целом по стране, я думаю, от 2 до 12%, но крещёных у нас – 80-90%. Это могут быть верующие люди, которые ещё не живут таинствами церкви, но внутренне они ощущают себя православными. И это вполне законно: крещёные, выросли в христианской культуре. Ведь даже если убрать Библию и прочитать произведения классиков – Достоевского, Куприна, Бунина, Тургенева или зарубежных авторов, можно сделать вывод: литература пронизана христианством.

– В Заполярье проживает немало выходцев с Украины. Сейчас там раскол – общество поделено на две части. Можно ли как-то объяснить это явление с религиозной точки зрения? И какой выход с позиции христианства может быть найден?

– Мы можем только печалиться по братьям и сёстрам, по нашей многострадальной Украине. Почему нашей? В своё время святейший Патриарх, ещё будучи митрополитом, в Киеве выступал перед толпой рокеров. Там были известные представители классического рока: Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов и другие. Кстати, все верующие люди. С рокерами было бы тяжело выстраивать долгую проповедь, поэтому митрополит Кирилл просто стал скандировать: «Россия, Украина, Беларусь – всё это святая Русь», – и вся эта многочисленная публика стала вторить будущему Патриарху. Мы видим, что сейчас нас искус­ственно разделяют. Жалко, что бывают люди, которые продают свои души. Мистически мы всё равно один народ, мы все из Киевской купели. Я верю в то, что настанет время, когда мы снова будем вместе. Исторически так складывалось уже не раз.

Чтобы понимать суть раскола, там есть человек, который объявил себя патриархом и создал свою церковь на нацио­нальной основе. Как говорил апостол Павел, «нет во Христе ни эллина, ни иудея», то есть нет никаких наций, перед Богом все народы равны и все ему угодны. Поэтому создавать церковь только для украинцев означает идти против Нового Завета и божьих заповедей. Раскольник не приемлет другие народы. А это против Бога. Но и расколы со временем «увра­чёвываются». Наша задача – молиться и помогать тем, кто хочет, чтобы им помогали. На каждой божественной литургии мы возносим молитву «За Украину». Так благословил святейший Патриарх. То есть во всех храмах Русской православной церкви молятся за то, чтобы на Украине водворился мир.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах