Примерное время чтения: 9 минут
747

«Посмотреть на планету со стороны». Космонавт – о суборбитальных турах

АиФ на Мурмане №16 20/04/2022
Евгения Ладыгина / АиФ

В областной научной библиотеке Мурманска прошла встреча с российским космонавтом Александром Мисуркиным под названием «История мальчика, который мечтал полететь к звёздам». В преддверии беседы с детьми космонавт дал эксклюзивное интервью «АиФ–Мурманск».

«Всё-таки она круглая»

Алёна Гаврилова, «АиФ–Мурманск»: – Александр, судя по названию встречи, вы не рассматривали иные варианты, кем стать?

Александр Мисуркин: – В тот момент, когда эта мечта стала целью, других вариантов действительно не было! В последующем, на этапе выпускного класса школы, были некоторые мысли либо как-то иначе прийти к своей цели, либо кардинально её изменить. Однако всё же я остался верен изначально выбранному плану и ничуть не жалею!

Досье
Александр Мисуркин. Родился в 1977 году в Смоленской области. Учился в Качинском высшем военном авиационном ордена Ленина Краснознамённом училище лётчиков им. Мясникова в Волгограде, затем в Армавирском военном авиационном институте. В 2006 году поступил в центр подготовки космонавтов на должность в кандидаты в космонавты-испытатели. Стал 116-м космонавтом России и 528-м – мира. Выполнил три космических полёта общей продолжительностью 346 суток 7 часов 4 минуты и совершил четыре выхода в открытый космос. С 1 апреля 2022 года закончил профессиональную деятельность в Роскосмосе.

Какое было ваше первое впечатление, когда вы оказались в космосе? Вспоминали в тот момент Юрия Гагарина?

– Впервые я отправился в космос в 2013 году. Самое-самое первое ощущение посетило меня ещё до того, как я оказался там, в процессе выхода на орбиту, можно сказать на полпути. Я посмотрел в иллюминатор, увидел, что горизонт изогнутый, и понял: всё-таки она круглая. (С улыбкой.)

К слову, если бы я сидел в этот момент в бизнес-классе какого-нибудь ракетного лайнера, то, очевидно, предался бы приятным размышлениям. А поскольку я был на работе, то это был всего лишь мимолётный миг, когда я мог позволить себе отвлечься от контроля над работой систем и посмотреть одним глазом в иллюминатор.

«Профессия космонавта по-прежнему держит пальму первенства среди самых редких профессий мира».

Как вы думаете, сегодня много мальчишек и девчонок хотят отправиться в космос?

– Мне сложно судить о статистике, но могу точно сказать: за последние 15 лет, за то время, пока я находился в центре подготовки космонавтов, интерес к профессии заметно вырос. Думаю, профессия космонавта по-прежнему держит пальму первенства среди самых редких профессий мира.

Сколько зарабатывает космонавт?

А можете с ходу сказать, кого берут в космонавты?

– Хороший вопрос! Я бы только перефразировал его: какие качества должны быть в характере человека, который претендует заниматься этой профессией? Когда я впервые задумался об этом, то пошёл к психологам и тет-а-тет поинтересовался у них. Надо сказать, наши точки зрения совпали почти полностью! Топ-3 качеств, которыми должен обладать космонавт: умение работать в команде, ориентироваться в стрессовых условиях и быть открытым к обучению. Убеждён, все эти черты необходимы любому современному человеку!

«Перерыв между полётами составляет 4-5 лет, но это не длительный отпуск, как можно подумать».

Александр, вам пришлось долго учиться?

– Среднестатистический срок подготовки с момента отбора до первого старта занимает 10 лет. В дальнейшем происходит подготовка между полётами, в составе экипажа. К повторному полёту она занимает около двух лет. Перерыв между полётами составляет 4-5 лет, но это не длительный отпуск, как можно подумать, а время, когда ты занимаешься поддержанием своих практических навыков. Можно сказать, в этом деле обучение происходит непрерывно.

Сколько вылетов может совершить космонавт за всю свою жизнь?

– На сегодняшний день рекорд – шесть полётов, но какого-то установленного лимита не существует. Есть теоретическое и практическое ограничение по уровню радиации, которую можно получить. Однако обычно быстрее наступает ограничение по возрасту или по здоровью, когда доктора говорят: «Нет, извини, больше тебе нельзя».

Если не секрет, сколько сегодня зарабатывает космонавт?

– Как правило, этот вопрос возникает в голове у тех, кто и не мечтает стать космонавтом. И в детском возрасте, когда я себе только поставил цель полететь в космос, и когда я уже поступал в отряд космонавтов, я не знал, какая у меня будет зарплата. Не буду оперировать цифрами, но могу сказать, что на сегодняшний день зарплата сильно зависит от уровня квалификации специалиста. Если ты совершил, по крайней мере, три длительных космических полёта и стал космонавтом первого класса, твоя зарплата становится более чем достойной. Если за твоими плечами космических полётов нет, то зарплата сопоставима с оплатой труда педагога в Москве. Я всегда говорю ребятам (и своим детям – тоже): если перед вами стоит цель заработать много денег, работа космонавта отнюдь не способ, как это можно сделать. А вот если твоё жизненное кредо сводится к тому, чтобы воплотить детскую мечту, — это правильный путь! А деньги будут, но со временем.

«Всё равно потолстеешь!»

Быт на борту как устроен?

– Расписание нашей жизни примерно такое: подъём, как правило, в 6:00, отбой в 21:30, о нас заботятся, дают поспать. (Улыбается.) Все сутки разделены на две зоны – бытовую и рабочую. Бытовая зона — это приёмы пищи (завтрак, обед, ужин), два с половиной часа физкультуры каждый день, два часа свободного времени вечером. Остальное – рабочее время, которое занято проведением различных экспериментов, а также обслуживанием систем станции или корабля.

«Мы едим либо консервы, либо сублимированную пищу. К примеру, в меню есть картофельное пюре с грибами и луком».

А чем питались на борту? Может, у вас есть какое-то любимое блюдо?

– Я очень благодарен специалистам, которые обеспечивают питанием в космосе. Рацион 16-суточный: это означает, что варианты завтраков, обедов и ужинов не повторяются в течение 16 дней. Мы едим либо консервы, либо сублимированную пищу. К примеру, в меню есть картофельное пюре с грибами и луком. Оно было приготовлено как обычно, а затем обезвожено. Тебе нужно заправить его горячей водой и дать некоторое время восстановиться. В какой-то момент ты понимаешь, что насытился одним только запахом консервов до такой степени, что больше их есть уже не можешь. Когда это стало происходить со мной, я понял: нужно изменить свой быт таким образом, чтобы не взвыть волком, ведь впереди ещё пять с половиной месяцев активной работы. Когда ешь через силу, только потому что надо питаться, это колоссальная потеря энергии. Надо идти в наивыгоднейшем режиме, как говорится в аэродинамике, с минимальной потерей
энергии.

Когда возвращались домой и взвешивались, замечали, что поправились или, наоборот, похудели?

– Кстати, взвеситься можно и в космосе! А изменения веса – вопрос сугубо индивидуальный. Мой коллега как-то сыронизировал: «В космосе всё равно потолстеешь!» Я ему тогда возразил: «Почему?» А он ответил: «Да потому, что еда здесь – единственная возможность доставить себе удовольствие». Но повторюсь, колебания массы тела – дело очень индивидуальное. Лично я в космосе не набирал вес. Были и те, кто худел, но некоторые и поправлялись.

«Запредельные деньги!»

Как вы считаете, разумно ли отправлять в космос туристов? И сколько может стоить такое путешествие?

– Ребёнок, который однажды научился ходить на двух ногах, уже никогда не захочет вставать на четвереньки. Так и человечество, которое однажды вышло в открытый космос, никогда не откажется от этой возможности. Когда мы говорим о пилотируемых полётах в космос с точки зрения не космических агентств, а человечества в целом, на мой взгляд, пилотируемый туризм — это самое первое, что хотелось бы реализовать. Я был бы очень рад, если бы максимально много людей смогли посмотреть на нашу планету со стороны.

«Длительный период подготовки в статусе космонавта или астронавта подразумевает одно из ключевых качеств – умение работать в команде».

Что касается стоимости, на сегодняшний день это какие-то запредельные деньги, десятки миллионов долларов, точно не скажу. При этом уже начинает активно развиваться частная пилотируемая космонавтика. На днях полетела миссия «Аксиома-1». Это частный космический корабль, частный экипаж, во главе которого стоит бывший астронавт НАСА. На мой взгляд, это закономерный, естественный и правильный ход истории. Появляются разные компании, обеспечивающие суборбитальные полёты, поэтому расценки на космический туризм начнут снижаться. Думаю, лет через 50 цена будет близка к полёту в первом классе!

После интервью Александр Мисуркин согласился сфотографироваться на память с корреспондентом «АиФ».
После интервью Александр Мисуркин согласился сфотографироваться на память с корреспондентом «АиФ». Фото: АиФ на Мурмане/ Алёна Гаврилова

Космос всегда был зоной международного сотрудничества. Как на фоне политической ситуации складываются отношения с коллегами?

– Уверен, каждый из моих коллег имеет свою позицию по тому или иному вопросу. При этом длительный период подготовки в статусе космонавта или астронавта подразумевает одно из ключевых качеств – умение работать в команде. Это означает, что ты должен сфокусироваться на происходящем здесь и сейчас, на тех общих целях, к которым вы стремитесь. Также нужно разделять базовые, фундаментальные ценности, присущие этой команде. Я не могу говорить за всех, но предполагаю, что большинство моих коллег относятся к этому именно так и, работая в космосе, они по-прежнему остаются одной командой ради достижения общих целей.

В минувшем году в космосе сняли первый фильм. Как вы относитесь к такому опыту?

– Искусство, как и духовность, на мой взгляд, не имеет физических границ. Я убеждён, любая зона присутствия человека – место для искусства. С точки зрения крепкого хозяйственника, как сказали бы в Советском Союзе, о том, стоило ли делать этот проект, сегодня звучат абсолютно разные мнения. Не мне судить, поскольку не я несу ответственность и не я наделён властью принимать такие решения. Однако могу сказать: у этого проекта есть как минимум один, но очевидный плюс – к теме пилотируемых полётов в космос было привлечено большое внимание. Она стала более популярной в обществе. С этой точки зрения полёт оправдал свою цель, а какое будет кино – увидим!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах