Несколько лет назад психологи проводили исследование в детских садах Москвы и пришли к выводу: многие дети находятся в состоянии стресса, агрессивны и тревожны.
В Год педагога и наставника murmansk.aif.ru пообщался со старшим воспитателем детского сада № 26 в Мурманске Натальей Бакушкиной и узнал, как уберечь ребёнка от лишних переживаний, какими должны быть игрушки и сколько времени можно смотреть мультики.
Дети не боятся ничего!
Александра Михова, murmansk.aif.ru: Наталья Александровна, скажите, за годы вашей работы дети поменялись?
Наталья Бакушкина: Конечно! Дети восьмидесятых не боялись ничего! Они с утра до вечера играли во дворе без присмотра взрослых, катались на велосипедах без шлемов и наколенников, мультики смотрели раз в неделю по телевизору и понятия не имели, что такое интернет.
Жизнь современного дошкольника более насыщенна и наполнена информацией. Он за неделю может получить множество впечатлений и пережить столько же событий. К сегодняшним детям предъявляются совсем другие требования. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет — в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов.
Современные дети меньше общаются со сверстниками. Нынешним ребятам не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» друзья.
Первоначально тревожность закладывается дома. Мы очень много говорим и порой не осознаём, что ребёнок это слушает и слышит.
Сегодня дети стали более независимыми, раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, что связано с большей доступностью информации, но встречаются и тревожные, и застенчивые. Трудно сказать, в чём причина этого, не зная истории каждой семьи. Однако, считаю, первоначально тревожность закладывается дома. Мы очень много говорим и порой не осознаём, что ребёнок это слушает и слышит. Нам, взрослым, кажется, что он ещё маленький и ничего не понимает, а он всё прекрасно понимает!
Один из самых ответственных моментов — подготовка к детскому саду. Порой мамы говорят криминальные фразы при ребёнке: «страшно отдавать в детский сад», «какие попадутся педагоги» — это страхи любой семьи. Родителям хочется отдать ребёнка в надёжные руки, они волнуются, и это волнение передаётся малышу. Чем дольше сама мама переживает, тем дольше будет адаптироваться к новым условиям и малыш. Хотя бы за месяц нужно начинать готовиться к детскому саду. Маме не следует сразу выходить на работу, ребёнок должен привыкать к детскому саду постепенно, день за днём, увеличивая временной промежуток.
— Однако есть те, кто не отдаёт детей в детский сад, оставляя их с бабушками, а общение со сверстниками компенсируют посещением различных кружков. Насколько это правильно?
— Детям необходимо общение со сверстниками и со взрослыми людьми, а не только со своими родными и близкими. Кружки — это замечательно, но это всего полчаса, какой социальный опыт он получит за это время? В садике у него возникают взаимоотношения со сверстниками и он получает социальный опыт. Социум показывает и учит, как нужно поступать в той или иной ситуации. Если ребёнок не получит этот опыт до школы, то в школе ему будет гораздо сложнее адаптироваться к новым условиям.Именно поэтому психологи рекомендуют хотя бы за год-два до школы посещение детского сада.
Самое главное, чтобы они не сделали из малыша тепличное растение, боясь на него чихнуть, завязывая до семи лет шнурки и до десяти лет выгуливая на детской площадке.
Я не хочу умалять значение домашнего воспитания, наверное, это здорово, когда ребёнок находится дома с бабушкой или мамой. Самое главное, чтобы они не сделали из малыша тепличное растение, боясь на него чихнуть, завязывая до семи лет шнурки и до десяти лет выгуливая на детской площадке.
И ещё момент: посещение большого количества кружков — это насилие над ребёнком. Пытаясь дать лучшее образование, родители возят ребёнка на дополнительные занятия, кружки и секции семь дней в неделю. Родители считают, что образованный, яркий, талантливый ребёнок в будущем обязательно станет счастливым. А счастлив ли он сейчас? Мой совет: просите бесплатное пробное занятие и смотрите, заинтересовало ли оно вашего ребёнка.
Маленький «Бессмертный полк»
— Программа воспитания детей сильно изменилась с советских времён?
— Да, сегодня в помощь педагогу собрано столько программ и методических пособий, разнообразная педагогическая литература, интернет. Сегодня мы в интересной и доступной форме с помощью информационных технологий можем объяснить ребятам то или иное явление: природное или космическое. У нас есть для этого все возможности: интерактивная доска в каждой группе, выход в интернет. Я считаю, педагог должен быть образован во всех областях науки. Воспитатель, который не любит читать, никогда не привьёт ребёнку любовь к книге, ленивый не вырастит трудолюбивого ребёнка, а ограниченный — любознательного.
В течение последних пяти лет мы выиграли пять грантов. Например, мы смогли приобрести кукольный театр, обустроить экологическую тропу в детском саду, создать саамский уголок и приобрести информационные стенды для ознакомления детей с историей, культурой, традициями жителей Кольского края, с разнообразными профессиями людей, работающих в условиях Кольского Заполярья. К 75-летию Победы установили мемориальный комплекс «Мы помним, мы гордимся». Два раза в год — 9 Мая и в День освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков — мы с детьми возлагаем цветы к этому мемориалу. Детки приносят фотографии прадедов и размещают на мемориале, завязывают георгиевскую ленточку. На будущий год мы планируем организовать наш маленький «Бессмертный полк».
— Специалисты уже давно говорят, что с профессией нужно определяться в детском саду. Вы как раз этим и занимаетесь!
— Наш сад 30 лет был железнодорожным, у нас сохранился железнодорожный музей, кстати единственный в Мурманске зарегистрированный музей в детском саду. Мы знакомим детей с трудом людей, работающих в дошкольном учреждении, и с профессиями работников градообразующих предприятий родного края (горняки, металлурги, энергетики, рыбаки, железнодорожники, военнослужащие).
Как правильно выбрать игрушку?
— С удивлением узнала, что в советское время был комитет по игрушке, в котором утверждали ту или иную куклу или машинку. Сегодня такого нет. Подскажите, как родителям выбрать хорошую игрушку?
— Игрушка должна развивать и воспитывать. Например, с помощью обычной пирамидки мы можем решить одновременно несколько задач: закрепим цвет, узнаем размер, разовьём моторику пальцев. Игрушка должна быть многофункциональной, она должна чему-то научить. Второй момент: покупая дорогую игрушку, расскажите, что её нужно беречь, покажите, как ею пользоваться, поменять батарейки, хранить и т. д.
— А сказки читают в детском саду? До какого возраста следует читать ребёнку?
— Мы читаем с самого раннего возраста и до выпуска из садика, причём не только сказки, но и стихи, художественные произведения советских и зарубежных авторов. Я считаю, пока ребёнок просит — читайте ему! Можно пойти на компромисс и договориться, что одну-две странички читает ребёнок, а потом – папа или мама.
— Сколько времени в день ребёнок может смотреть мультики?
— Около 20 минут в день.
— Есть мнение, что сегодня дети перестали играть в сюжетно-ролевые игры. Это действительно так? И как отвлечь ребёнка от гаджетов?
С детьми нужно разговаривать, погружаться в их проблемы и вопросы. Сегодня редко встретишь маму, которая беседует с ребёнком в транспорте или совместно готовит обед.
— В детском саду дети играют, потому что у нас нет гаджетов и телевизоров. Они рисуют, лепят, поют, строят корабли и автобусы, водят поезда. Самый главный принцип — не отмахиваться от ребёнка, и тогда гаджет не нужен будет! С детьми нужно разговаривать, погружаться в их проблемы и вопросы. Сегодня редко встретишь маму, которая беседует с ребёнком в транспорте или совместно готовит обед. Очень часто родители отмахиваются от детей, особенно когда говорят по телефону. Правильно было бы быстро положить трубку и ответить на вопрос ребёнка, ведь у малыша нет понятия времени, для него 15 минут — это вечность. Ему нужно здесь и сейчас.
— А педагог может увидеть ребёнка, с которым мало разговаривают дома? Они чем-то отличаются от сверстников?
— Да, конечно, они более зажаты. Если с ребёнком дома разговаривают, он более развит, самостоятелен, легче включается в беседу со взрослыми и сверстниками. Он быстрее адаптируется к изменяющимся условиям. А это огромный бонус в наше непростое время!