Примерное время чтения: 7 минут
61

Твёрдая пятёрка. Какие инфраструктурные проекты реализуют в Заполярье?

АиФ на Мурмане №38 21/09/2022
Практически все объекты, которые находятся на территории бывшего судоремонтного завода, будут демонтированы, кроме уникальных аутентичных строений.
Практически все объекты, которые находятся на территории бывшего судоремонтного завода, будут демонтированы, кроме уникальных аутентичных строений. / Дмитрий Дубов / Правительство Мурманской области

Мурманская область заняла четвёртое место в рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Какие проекты будут реализованы в ближайшие годы?

Десант экспертов

С 12 по 15 сентября прошла Российская неделя ГЧП, на которой особое внимание было уделено Мурманской области. Несмотря на пандемию, регион не приостанавливал деятельность по привлечению инвестиций. В 2020 году Кольское Заполярье заняло первое место в стране по темпам экономического роста, приток инвестиций вырос почти на треть.

«В 2022 году по результатам рейтинга ГЧП Мурманская область заняла четвёртое место, поднявшись сразу на 19 позиций».

«В 2022 году по результатам рейтинга ГЧП Мурманская область заняла четвёртое место, поднявшись сразу на 19 позиций, а по динамике реализации проектов – на 55 позиций вверх. Этому в том числе способствовала реализация контракта, который мы заключили с Кольской ГМК, – рассказал глава Мурманской области Андрей Чибис. – Сегодня у нас заключено 93 соглашения на общую сумму 145 млрд рублей. Это не крупные проекты, а инициативы, которые изменят качество жизни людей».

Надо сказать, минувшим летом в Заполярье проходила масштабная образовательно-акселерационная программа, которая позволила выявить наиболее перспективные проекты и доработать их с привлечением профильных экспертов.

«Появилось пять проектных инициатив на сумму более 21 млрд рублей, направленных на повышение качества жизни населения Арктического региона».

«Мурманская область провела большую работу и представила около 30 проектов, которые прошли отбор и «упаковку» представительной экспертной команды, десантировавшейся в Заполярье. Появилось пять проектных инициатив на сумму более 21 млрд рублей, направленных на повышение качества жизни населения Арктического региона», – поделился гендиректор Национального центра ГЧП Павел Селезнёв.

«Новый Мурманск»

Итак, правительство Мурманской области делает ставку на пять инфраструктурных проектов. Первый и основной, конечно, «Новый Мурманск» – проект редевелопмента портовой территории, который реализуется при поддержке Правительства РФ.

«На базе бывшего корпусного цеха планируем разместить конгрессно-событийную площадку, трансформируемую под различные мероприятия с местами для ресторанов».

«Проект предполагает реновацию территории бывшего судоремонтного завода в Мурманске, которая сейчас не используется по прямому назначению. Площадь завода – 6 га, но общая площадь благоустройства – около 12 га, – рассказала глава Корпорации развития Мурманской области Светлана Панфилова. – По предварительным данным, практически все объекты, которые находятся на территории завода, нужно будет демонтировать, кроме уникальных аутентичных строений. Так, например, на базе бывшего корпусного цеха планируем разместить конгрессно-событийную площадку, трансформируемую под различные мероприятия с местами для ресторанов. Кроме того, будут построены гостиница, а также комплексы апартаментов и офисы, которые разместятся в заводоуправлении».

Якорный объект – крытый парк-мост, соединяющий центр города и территорию реконструкции. Там же разместятся музей и смотровая площадка, с которой можно будет полюбоваться индустриальными объектами и природными явлениями – северным сиянием или парящим заливом.

«Мы планируем закончить инвестиционную стадию в 2030 году. Проект тяжёлый, он имеет длительный цикл строительства – около девяти лет. Общая стоимость – 17 млрд рублей, из них 4,5 млрд рублей – инфраструктурные бюджетные кредиты федерального центра. На мост уже выделено 1,1 млрд рублей капитального гранта, – привела цифры Светлана Панфилова. – Совместно с компанией «Стрелка» мы разработали полноценный мастер-план с обоснованием и маркетинговым исследованием всех объектов. Здесь появится новый туристический и деловой центр, где пройдут мероприятия, в том числе и федерального масштаба. Это будет витрина арктической урбанистики. Нам на Севере не хватает качественных пространств, где можно отдохнуть и зимой и летом».

Проект «Новый Мурманск» будет реализован вместе с одной из ведущих компаний в сфере девелопмента «Альтера Капитал».

Второй проект, который намерены реализовать в рамках ГЧП, – строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в Мурманске.

Третий проект – реконструкция гостиницы «Шахтёр», которая принадлежит региону и внесена в уставной капитал Корпорации развития Мурманской области. На её базе планируют создать современный отель на 50 номеров. Предварительная стоимость реконструкции – 530 млн рублей.

«Арктический аквапарк – назревший и востребованный вопрос».

Четвёртый проект – строительство манежа с полноразмерным футбольным полем. И пятый – аквапарк в Мурманске.

«Арктический аквапарк – назревший и востребованный вопрос. В столице Заполярья нет этого рынка. Люди готовы приезжать в аквапарк на целый день со всего региона и проводить досуг. Это необходимо не только для туристов, но и как компенсация нашим жителям за суровый климат», – считает Светлана Панфилова.

Инструменты развития

По словам экспертов ГЧП, в Мурманской области комплексно выстроена работа с инвесторами и институтами развития.

«Несмотря на все вызовы, мы ищем новые возможности. Сегодня Мурманская область показывает уверенный рост в промышленном производстве. Ни одна компания не отказалась от своих инвестиционных планов. А те инструменты, которые у нас сегодня имеются, работают ещё более эффективно, чем несколько лет назад. Недавно мы заключили инвестиционный контракт с «ЕвроХимом» на 100 млрд рублей на развитие Ковдорского ГОКа, что в нынешних условиях, конечно, беспрецедентное решение», – убеждён Андрей Чибис.

«Мы получили полную поддержку в реализации проекта «Мурманский транспортный узел». И принципиальное решение президента — о газификации Мурманской области».

В России успешно работает концессия, причём во всех отраслях экономики, Мурманская область не исключение.

«У нас есть глобальная концессия – порт «Лавна», который мы начали строить в прошлом году, все работы идут по плану. Это первый порт со времён СССР, который строится на севере страны, – рассказал глава региона. – Мы получили полную поддержку в реализации проекта «Мурманский транспортный узел» – это железная дорога на западный берег Кольского залива. И принципиальное решение президента — о газификации Мурманской области, «Газпром» уже приступил к проектированию газопровода. Это серьёзные точки роста для региона».

Справка
В Мурманской области реализуется 81 проект в форме государственно-частного партнёрства и квази-ГЧП, 12 соглашений с инвесторами уже реализованы. Среди успешно выполненных – экотехнопарк в Междуречье, установка биотопливных котельных в Умбе, крытая ледовая арена «Метеор» и центр планирования семьи «Эмбрилайф» в Мурманске.

Однако запуск проекта зачастую зависит не только от наличия финансов и мер господдержки, но и от компетенций команды и качества подготовки проекта.

«Для всех регионов актуальна проблема с компетенциями, мы приняли решение ввести должность инвеступолномоченных в каждом муниципалитете и практически в каждом ведомстве. Благодаря поддержке ГЧП этим летом 100 человек обучились, «прокачались» — это даёт большой толчок для структуризации проектов, до которых прежде даже руки не доходили», – рассказал Андрей Чибис.

На Кольском полуострове созданы беспрецедентные налоговые условия.

«Благодаря поддержке президента и Правительства РФ мы добились выгодных налоговых условий на территории опережающего развития «Столица Арктики», в Арктической зоне РФ. Кроме того, мы в шесть раз снизили налоги для малого и среднего бизнеса, дав возможность им вкладывать в инфраструктуру, – пояснил Андрей Владимирович. – Мурманская область использует практически всё из инфраструктурного меню, что позволило нам привлечь новые деньги в важные для нас проекты: строительство дорог, редевелопмент портовой территории, социальное и жилищное строительство».

Институты развития и федеральные ведомства сегодня работают в активном режиме. Бюрократия и волокита минимальны, очень быстро и чётко принимаются решения, однако есть ещё над чем работать.

«Необходимо создание прозрачных правил подключения к энергомощностям для реализации инвестпроектов».

«Недавно мы приступили к строительству первого с советских времён металлургического завода «Большая медь» в Мончегорске (компания «Норникель»). Этот проект стал возможен благодаря льготам, которые появились. В ручном режиме было принято решение о стоимости электроснабжения. Подключиться к сетям непросто, – рассказал Андрей Чибис. – История с энергоподключением сегодня для нас актуальна, при том что мы можем вырабатывать на 30 % больше мощности. Необходимо создание прозрачных правил подключения к энергомощностям для реализации инвестпроектов. Это зона роста, уверен, со мной согласны и другие регионы. Мы готовим соответствующее предложение для Правительства РФ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах