В Мурманске намерены построить современный судоремонтный комплекс. Очередное соглашение по этому поводу было подписано на полях Международного рыбопромышленного форума.
Первые подробности — в материале «АиФ-Мурманск».
Рассчитывать на себя
В Мурманске собираются построить судоремонтное предприятие с плавучим ремонтным доком, оборудованием открытых и закрытых стапельных мест. Предполагается, что его мощности позволят обеспечить доковым и надводным ремонтом до 90 судов (малых, средних и больших размеров) торгового и рыбопромыслового флота в год. Известно, что инвестиции в проект превышают 20 млрд рублей.
Сегодня, например, среднетоннажное судно не продоковать в Мурманской области. Рыбопромышленникам приходится идти в Санкт-Петербург или Калининград, а это слишком длинное плечо.
Новый судоремонтный комплекс в Мурманске призван решить проблему дефицита судоремонтных мощностей и обеспечить безопасную эксплуатацию флота Арктической зоны России.
«В прошлые годы половина ремонтов судов Мурманского региона проводилась в Европе. Это без учёта флота, который уходил на ремонт в Турцию и страны Азии. В нынешних условиях рассчитывать можно только на себя. Нужно готовить базу не только под имеющийся флот, но и под будущий, — убеждён глава Государственной транспортной лизинговой компании Евгений Дитрих. — Новый судоремонтный комплекс в Мурманске призван решить проблему дефицита судоремонтных мощностей и обеспечить безопасную эксплуатацию флота Арктической зоны России. Благодаря ему в экономике страны останутся десятки миллиардов рублей. Кластерный формат проекта позволит вовлечь в кооперацию производителей судового оборудования и комплектующих. Также новый комплекс станет базой для развития НИОКР и профильного образования, что позволит развить собственные компетенции в этом направлении и добиться технологического суверенитета в отрасли».
Проектирование судоремонтного кластера должно завершиться до конца 2025 года, после чего планируется строительство комплекса и его поэтапная сдача в эксплуатацию. Предприятие будет ориентировано в первую очередь на обслуживание судов, которые работают в Северном рыбохозяйственном бассейне и акватории Северного морского пути.
Историческое дело
В 1980-х годах, когда в Заполярье приходили новые корабли, Мурманская судоверфь строила даже отдельные ремонтные цеха, например топливной аппаратуры: тогда было очень дорого и сложно закупать её за рубежом. В городе был сформирован полный производственный цикл, судоверфь могла построить судно с нуля и до спуска на воду. Однако с развалом СССР начался упадок и в этой отрасли: в 90-е годы доки попросту резали на металл. Это привело к тому, что небольших доков, связанных с ремонтом в первую очередь рыбопромысловых судов, по сути, не осталось: все они находятся в печальном состоянии.
«Судоремонт для Мурманской области имеет историческое значение. На существующих предприятиях этой отрасли есть компетенции, но имеется проблема высокой изношенности, так как достаточных инвестиций не было со времён СССР. И мы вместе с нашими партнёрами, Росрыболовством и Правительством России работаем над развитием судоремонта, а кроме того, над появлением в нашем регионе ещё и судостроительной отрасли», — заявил глава Мурманской области Андрей Чибис.
По словам мурманских рыбопромышленников, сегодня те, кто строит корабли на российских верфях, завидуют тем, кто не строит. У судостроителей много заказов, с которыми они не успевают справляться, порой задержки составляют десятки месяцев. Есть проблема и с оборудованием: европейское санкционное придётся менять, а иначе как его потом ремонтировать?
В судостроении давно пора внедрять современные технологии, как, например, в соседней Карелии, где на базе Онежского судостроительно-судоремонтного завода строится первая в России цифровая верфь. Кстати, в будущем проект планируют масштабировать по всей стране, возможно, и на новом предприятии в Заполярье будут использовать искусственный интеллект.