Примерное время чтения: 3 минуты
247

Всё Севморпутём: чем хороша заполярная нефть

АиФ на Мурмане №3 18/01/2023
Мурманск намерен стать основной опорной базой освоения шельфа Арктики.
Мурманск намерен стать основной опорной базой освоения шельфа Арктики. / Дмитрий Дубов / Правительство Мурманской области

11 января через Мурманск начались поставки в Китай нефти трёх сортов, добытых в Арктической зоне РФ.

На каких предприятиях будут использовать чёрное золото из недр Севера России? Об этом и не только узнал корреспондент murmansk.aif.ru.

Смена ориентиров

В ноябре участники международной конференции «Логистика в Арктике» в очередной раз заявили о необходимости наращивания качественной прибрежной инфраструктуры. Ранее российские компании уже приняли стратегически верное решение пересмотреть свою логистику в пользу северного транспортного коридора. На минувшей неделе порт Мурманск стал центром поставок нефти, добытой в Арктике, в Китай.

Эксперты говорят о переориентации рынка, поскольку ранее нефть, добытая на арктических месторождениях, отправлялась в страны Европы, преимущественно в Великобританию и Нидерланды.

«В Арктике добывают три сорта нефти: Arco, «Новый порт» и «Варандей». Первая может быть использована на предприятиях, ранее завязанных на ближневосточное сырьё».

В Арктике добывают три сорта нефти: Arco, «Новый порт» и «Варандей». Уточняется, что пилотные закупки первого прошли ещё в ноябре прошлого года. Затем компании из КНР закупили по партии сортов «Варандей» и «Новый порт». Вся нефть, которую отправили в Китай, добывается на Приразломном  месторождении.

«Приразломное месторождение находится на арктическом шельфе в районе Печорского моря, около 50 км от посёлка Варандей. Оно было запущено в 2014 году. Добыча с этого месторождения была в пределах от 2,2 до 5,5 млн тонн в год — в разные годы по-разному. Специалисты прогнозируют, что срок эксплуатации месторождения составит не менее 25 лет», — прокомментировал murmansk.aif.ru заведующий кафедрой морского нефтегазового дела и физики Мурманского государственного технического университета, доктор технических наук, доцент Михаил Васёха.

Эксперты говорят о высоком качестве нефти, добытой на шельфе Российской Арктики.

«Такая нефть считается плотной, этот показатель составляет порядка 900 кг/кубометр. Она отличается высоким содержанием серы, которое достигает свыше 2 %, и годится для использования в процессах глубокой переработки на нефтеперерабатывающих заводах. В Европе есть ряд заводов, для которых она подходит достаточно хорошо. Аналогичная по химическому составу нефть добывается в Сирии, Саудовской Аравии, Кувейте, Иране и Египте. Поэтому нефть Arco может быть использована на предприятиях, ранее завязанных на ближневосточное сырьё», — пояснил Михаил Викторович.

Путь чёрного золота

Эксперты называют арктическую нефть достойным конкурентом некоторых популярных марок.

«Круглогодичные поставки арктической нефти в страны Азии по Северному морскому пути судами высокого ледового класса без ледокольного сопровождения — очень амбициозная задача».

«Российские арктические сорта были среди ориентированных на Европу потоков, которым с 5 декабря (2022 года. — Прим. ред.) приходится искать новые места назначения. И по большей части это будут Индия и Китай», — ранее привело мнение известного аналитика Виктора Катоны издание «Блумберг».

Интересно, что путь арктической нефти из Мурманска в Китай займёт больше времени, нежели с Чёрного моря или Балтики.

«Вывоз нефти с арктических месторождений осуществляется шестью танкерами-челноками ледового класса Arc-7. Два судна вывозят сырьё с Приразломного месторождения и четыре судна — с Новопортовского. Эти танкеры везут нефть до судна-накопителя «Умба», расположенного в Кольском заливе. Нефть выгружают, а далее с судна-накопителя её переваливают на танкеры безледового класса, которые везут её дальше по разным странам, — пояснил Михаил Васёха. — Круглогодичные поставки арктической нефти в страны Азии по Северному морскому пути судами высокого ледового класса без ледокольного сопровождения — очень амбициозная задача. Ранее были совершены лишь самостоятельные переходы танкерами-газовозами, осуществляющими доставку сжиженного природного газа (СПГ) из проекта «Ямал СПГ» в зимний период из порта Сабетта по Северному морскому пути в восточном направлении. Новое время ставит новые задачи, с которыми обязательно справятся отечественные специалисты».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах