Примерное время чтения: 5 минут
667

Ковдорский круг. Как привлечь туристов в малые города России?

Александра Михова / АиФ на Мурмане

В Ковдоре прошёл первый туристический форум «Гиперборейский диалог», во время которого федеральные эксперты, региональные власти, туроператоры и гиды обсудили, как развивать туризм в малых городах России. Мероприятие прошло по инициативе компании «ЕвроХим» российского бизнесмена и мецената Андрея Мельниченко в честь её 20-летия.

«Центр цивилизации»

Ковдор – небольшой промышленный город, расположенный практически на границе с Финляндией. До недавнего времени это был медвежий угол, в который заманить туриста было практически невозможно. Но три года назад появилась идея сделать из Ковдора столицу Гипербореи, и это сработало!

«Мы приняли решение забрендировать территорию присутствия компании в семи регионах. Первым был Ковдор, затем мы быстро забрендировали вторую территорию и на этом всё остановилось. Причина в том, что это зависит не только от компании, но и от общей направленности и понимания, что это принесёт пользу жителям, региону. Не везде руководители к этому готовы», – признался председатель Совета директоров МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев.

Но в Ковдоре всё получилось.

«Ковдор — один из тех примеров, когда промышленный моногород становится точкой притяжения для туристов. Бренд и его продвижение даёт, с одной стороны, людям, которые здесь живут, ощущение, что это не какой-то медвежий угол, это столица Гипербореи, а с другой стороны, это имеет серьёзную экономическую составляющую: турист ищет впечатления и готов за них платить. Так создаются новые рабочие места», – сказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Легенду о таинственной стране Гипербореи могут поддержать соседние города и даже соседняя Финляндия.

У нас появилась идея построить дорогу в Финляндию, тогда бы Ковдор зажил совсем другой жизнью и стал «центром цивилизации», ведь Гиперборея она везде и за государственной границей.

«От Ковдора до финской границы всего 20 км, туда давно ездят туристы. У нас появилась идея построить дорогу в Финляндию, тогда бы Ковдор зажил совсем другой жизнью и стал «центром цивилизации», ведь Гиперборея она везде и за государственной границей, – поделился идеей Игорь Нечаев. – Этот проект развивает инфраструктуру, самый большой выигрыш получат ковдорчане, которые смогут сходить в ресторан, музей, отдохнуть на горнолыжном комплексе, пойти в новый Дворец культуры или поехать на выходные в Финляндию. Ковдорский круг получает всё большие очертания. Жизнь города определена на много лет вперёд».

Но строительство дороги в соседнюю страну – это вопрос межгосударственного взаимодействия, и решается он крайне медленно. Как альтернатива, появилась идея соединить Ковдор с Алакуртти, от которого до той же Финляндии рукой подать. Правда, по словам губернатора, пока это только идея.

Фото: АиФ на Мурмане/ Александра Михова

«Одна из задач туристического бизнеса – найти уникальные пространства, поддержать и способствовать развитию этих локаций. Те меры поддержки, которые сформированы по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства», направлены в том числе на арктические регионы, с фокусом создания уникальных туристических маршрутов вокруг Гипербореи, в том числе, соединяя в единое туристическое путешествие Териберку и Мурманск», – рассказала заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова.

Где туристу интересно?

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров рассказал, куда сегодня желает отправиться российский турист. Оказалось, что почти четверть опрошенных говорит о том, что им нравятся пешие туристические походы к рекам, озёрам, в горы – активный и познавательный отдых. Это очень важно для развития туризма в малых городах России.

За последние пять лет 42 % наших сограждан хотя бы однажды ездили отдыхать в другие регионы России, причём 29 % делали это неоднократно.

«За последние пять лет 42 % наших сограждан хотя бы однажды ездили отдыхать в другие регионы России, причём 29 % делали это неоднократно. Это и есть потенциал, – привёл цифры Валерий Фёдоров. – Познавательный туризм – то направление, которое культивировалось ещё с советских времён. Сегодня, когда оценивают туристов за рубежом, говорят, что это люди, которые приезжают не просто полежать пузом кверху, это те, кто хочет узнать что-то новое и интересное, открыть для себя что-то. Это в полной степени касается и отдыха внутри страны».

Фото: АиФ на Мурмане/ Александра Михова

Туристы хотят увидеть новые места и культурные достопримечательности.

«В первую очередь, туристам должно быть нескучно, – дала совет руководитель дирекции стратегии, исследований и аналитики АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова. – Интерес подогревают различные легенды и мифы. У Ковдора в этом направлении всё хорошо. Далее следует обратить внимание на ритуалы, и они не всегда связаны с мистикой. Скорее это то, что вы делаете в повседневной жизни или в праздники. Например, я услышала разговор двух женщин, которые обсуждали, как солить рыбу. Это же безумно интересно! Иными словами, нужно показать туристу ту уникальность, которая есть только у вас».

Кстати, в Ковдоре на средства Фонда президентских грантов недалеко от горнолыжного комплекса «Варс» проложили экотропу «Полярная сова». Каждые выходные здесь совершенно бесплатно проводят экскурсии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно