595

Снег всему голова. У подножия Хибин достраивают деревню изо льда

АиФ на Мурмане №51 22/12/2021
«Лабиринты снов» строят изо льда.
«Лабиринты снов» строят изо льда. ЭТЦ "Снежная Деревня" во "ВКонтакте"

25 декабря начинает работу экскурсионно-туристический центр «Снежная деревня» в Кировске.

Корреспондент «АиФ-Мурманск» пообщался с руководителем центра Владимиром Комягиным и узнал, чем будут удивлять гостей в этом сезоне.

Сам себе экскурсовод

Алёна Гаврилова, «АиФ-Мурманск»: – Чем в этом году удивит нас «Снежная деревня»? Какая тематика выбрана?

Владимир Комягин: – Наша работа тем и хороша, что каждый раз нужно придумывать что-то новое. Этот год не стал исключением. Тема нынешнего сезона – «Лабиринты снов». Уже в самом названии прослеживается элемент загадки, услышав его, невольно задумываешься: а что же там такое будет?

Досье
Владимир Комягин. Родился в 1972 году в Кировске. Окончил Петрозаводский автотранспортный техникум в 1991 году. Занимается организацией работы «Снежной деревни» с 2008 года.

Признаюсь, в прошлом году наш коллектив продумал тематику на два сезона вперёд. Но как только настаёт очередная зима, выбранная тема нравится уже не так, и мы опять включаем фантазию. Так случилось и на этот раз. Для прошлого сезона главной темой мы выбрали вопрос: «Что год грядущий нам готовит?» Ведь, согласитесь, никто не знал, чего ждать от 2021-го. Можно сказать, мы приоткрыли завесу тайны, но, что важно, о ковидных ограничениях тогда не сказали ни слова – полемику искусства направили в другое русло. Скажу честно, творческий процесс – долгий, муторный, состоящий из дебатов, только они способны привести коллектив к единому мнению.

«Наведя камеру мобильного телефона на наши коды, гости смогут узнать, например, о той или иной инсталляции, а также о том, какую мысль транслировал автор, создавая свой шедевр».

Из новшеств этого года – QR-коды, но только не в качестве свидетельства о вакцинации, у нас они свои! Наведя камеру мобильного телефона на наши коды, гости смогут узнать, например, о той или иной инсталляции, а также о том, какую мысль транслировал автор, создавая свой шедевр. Часто бывает, что визуально снежные скульптуры привлекают гостей, но не совсем понятно, какую идею они несут. Конечно, подразумевается, что сначала туристы самостоятельно поразмышляют над арт-объектами, а наша подсказка станет своего рода приятным дополнением. У нас, россиян, ведь как? Сначала мы собираем изделие, а только потом читаем инструкцию. (Смеётся.) Мне кажется, это особенность национального менталитета. С помощью такого нововведения туристы станут сами себе экскурсоводами. Таким же образом можно будет познакомиться с нашими скульпторами – узнать, например, из каких регионов они приехали.

Понятное дело, русского человека снегом не удивишь, а что о «Деревне» говорят иностранцы? Как им такая экзотика?

– Категорически с вами не соглашусь. Любой, кто попадает к нам, поражается, как возможно создать столько красоты из снега, и неважно, иностранец это или русский турист. Уже на этапе строительства особо интересующиеся уговаривают меня провести для них небольшие экскурсии. Даже в отсутствие какого-либо дизайна, без подсветок и «чистового» оформления люди восторгаются масштабами работ.

По статистике 2/3 населения земного шара снега не видят вообще. Зарубежные гости, мягко говоря, поражены его количеством. Были случаи, целые группы иностранных туристов, зайдя внутрь «Деревни», приседали на корточки от страха и благоговения, что столько снега у них над головой. (Смеётся.) Кто-то пытается потрогать скульптуры, чтобы убедиться, что они правда из снега сделаны, кто-то облизывает ледяные глыбы. Это выглядит немного по-детски, но вспомните, как себя ведут наши соотечественники за границей. Так и для наших гостей это настоящее чудо!

Мороз не подвёл

Сколько времени на этот раз занял процесс подготовки экспозиции?

– В этом году погода была к нам более чем благосклонна: таких морозов в Кировско-Апатитском районе не было давно! Льда достаточно, это сыграло нам на руку, поэтому скульптур удалось создать больше, чем в предыдущие годы. Около 2,5 тыс. блоков льда ушло только на создание внутренней композиции.

«Для детей, а также для тех взрослых, кто хочет почувствовать себя ребёнком, будут курсировать небольшие экскурсионные вагончики, из которых можно будет увидеть горы во всей красе».

Без ложной скромности скажу: за последние годы уровень скульпторов заметно вырос. В этом смысле мы стараемся держать марку. Изменились и площади. Кстати, в своё время мы установили рекорд России: площадь наших снежных сооружений была 2014 кв. метров. Но уже успели сами себя победить: в последние годы мы строим 2,5 тыс. кв. метров снежных объектов.

Из развлекательных элементов в работе нашего туристического центра с прошлого года добавились прогулки на «сноубасе» (дословно – снежный автобус) продолжительностью около 30-40 минут. Ноу-хау пользуется популярностью, особенно такие поездки заинтересуют тех, кто хочет больше узнать об истории Хибин и развитии Кировска. Для детей, а также для тех взрослых, кто хочет почувствовать себя ребёнком, будут курсировать небольшие экскурсионные вагончики, из которых можно будет увидеть горы во всей красе.

«Если бы мы не рискнули в прошлом году - «Снежной деревни» бы сейчас не существовало».

Пандемия каким образом сказалась на вашей работе?

– По правде сказать, в прошлом году мы вообще были на пороге закрытия. Всё-таки 2020 год нас сильно подкосил, кредитные обязательства ощутимо сказались на делах. Дошло до того, что мы оказались неспособны вносить необходимые платежи. Из-за эпидемической обстановки сезон закончился раньше, летом тоже никакой работы не было. Чтобы выжить, нам пришлось продать кое-какую технику.

В сентябре 2020 года, когда нужно было принимать решение, строить «Снежную деревню» или нет, Кировск и Апатиты были полностью закрыты, заехать сюда могли только местные жители. Даже северяне из других городов области не могли к нам попасть, а они составляют основную долю посетителей. Поэтому решиться продлить этот проект было невероятно тяжело! Это ведь и огромные вложения: оплата коммунального ресурса, зарплаты и так далее. Никто не мог гарантировать, что нам дадут работать. Могу сказать откровенно: если бы в прошлом году мы не рискнули, то шагнули бы в сторону невозврата и «Снежной древни» больше бы не существовало.

В связи с ограничениями нам пришлось закрыть кафе, тем не менее у нас остались зона обогрева и санитарная зона. Что касается режима QR-кодов, официальных разъяснений касаемо нашей работы по этому поводу, к счастью, нет. Так что их у гостей никто спрашивать не будет. Однако масочный режим на территории «Деревни» действует, как и везде.

Цена сервиса

С 29 декабря с регулярными рейсами в Апатиты начнёт курсировать поезд «Поморский экспресс», который свяжет Кировско-Апатитский район со столичными городами. Как вы считаете, появление такого маршрута скажется на состоянии турпотока?

– Такие поезда больше нацелены на перевозку лыжников и сноубордистов. В нашем случае это не основная категория туристов. Всё-таки мы нацелены больше на семьи с детьми и супружеские пары. Но в любом случае для нас это тоже создаст положительный эффект: горные лыжи — это, конечно, хорошо, но дни напролёт кататься всё же тяжеловато. Семейный познавательно-развлекательный отдых тоже должен быть.

В нынешнем сезоне мы рассчитываем на большой турпоток. Ставку делаем на соотечественников, включая жителей самых отдалённых от нас регионов, в том числе Дальнего Востока. Вместе с тем от иностранных групп тоже есть заявки. Сложно даже представить, какой путь они проделывают. География очень широкая, думаю, сезон будет жаркий! До пандемии наш центр посещало до 40 тыс. человек, сейчас, конечно, эта цифра снизилась примерно на 30 %. Мы намерены вернуться к прежним показателям.

Туристы нередко сетуют: объекты в Заполярье интересные, но цены очень завышены. Как вы считаете, это гости к нам приезжают избалованные или сервис недотягивает?

– Услуги не могут стоить дёшево, когда ты вкладываешь в них огромное количество средств. Могу сказать честно: несведущий человек никогда не сможет объективно оценить соразмерность цены и сервиса. С этой же позиции я, например, считаю, что нельзя сравнивать Мурманскую область и ту же Финляндию. Всё везде относительно. Конечно, у наших скандинавских соседей другой уровень, но там и подход другой, сопоставлять предлагаемые продукты весьма сложно.

«Работа персонала должна оплачиваться регулярно, на протяжении года, а не только пяти месяцев зимы».

Мы живём на Севере, здесь очень дорого стоят оплата труда и энергоресурсы. Не можем же мы увольнять сотрудников после каждого сезона. Работа персонала должна оплачиваться регулярно, на протяжении года, а не только пяти месяцев зимы.

Да, сервис дорожает, но вместе с тем и туристическая отрасль не стоит на месте. Инфраструктурных объектов стало больше в разы, но растёт и турпоток. Оттого и гости стали более требовательными. В любом случае всё к лучшему!

Хочу напомнить читателям «АиФ-Мурманск», что в «Снежную деревню» можно приобрести бесплатный билет, правда, делать это надо заранее – летом. А с осени и до начала сезона купить билет можно за полцены.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно