В Мурманском областном драматическом театре состоялась долгожданная премьера спектакля Lover петербургского режиссёра Максима Соколова.
Ментальная молодость
Петербуржцы решили показать северянам иной мир театра, поставив необычный, современный спектакль по книге Мари-Од Мюрай «Умник».
По сценарию 17-летний Клебер переходит в выпускной класс, у него большие планы на будущее. Его старший брат, 22-летний Барнабе, он же Умник, прозябает в интернате для умственно отсталых. Развитие Умника остановилось в возрасте трёх лет: он играет в машинки, верит в принцев и в то, что кролик из плюша – месье Крокроль – живой.
Клебер ищет жильё, чтобы снимать его вместе с братом. И их принимают в квартиру, которую делят четверо студентов. Для Умника и месье Крокроля всё здесь впервые: красивые девушки, вечеринки, коктейли, «нехорошие слова» и новые отношения.
Профессиональные актёры и студенты Мурманского колледжа искусств носили на головах маски, совершенно не характерные для классической сцены, а музыкальное сопровождение и неожиданная игра света и тени удивили зрителей.
«Форма очень интересная. Я читала книгу, поэтому думала: неужели всё будет в реалистическом ключе, через диалоги? На сцене жонглируют словами и масками. Живым было само пространство, невероятная пластика актёров, которая становилась лиричнее, когда слетали маски», - поделилась впечатлением кандидат филологических наук Марина Наумлюк.
Такую подачу многим воспринимать было не по силам.
«Возрастные ограничения нашего спектакля – 12+ - 40-. На самом деле это не цифра в паспорте, это молодость ментальная, потому что молодость – это способность воспринимать что-то новое, экспериментировать, быть открытым», - сказал режиссёр спектакля Максим Соколов.
Другой театр
В целом к спектаклю равнодушных не осталось. Одних он восхитил, других - заставил задуматься, третьих – невероятно возмутил. Беспрецедентный случай для премьеры: зрители уходили со спектакля, но глаза тех, кто остался, горели.
«Я пришла на спектакль с сыном, он сказал: «Я ничего не понял, но я что-то понял». У меня ситуация в жизни немного схожая, и был момент, который пробил до слёз. Это очень тяжело. Сын спрашивал: почему уходили люди? Я ответила: это право каждого человека, если ему не нравится. Но у тех, кто остался, есть интерес, даже если что-то было непонятно. Я не так часто хожу в театр и была удивлена, что такой спектакль поставили в Мурманске», - призналась мурманчанка Ирина Звонкова.
Максим Соколов рассказал, что этот спектакль - для узкой аудитории, многим не нравится тема больных людей, но театр должен поднимать важные вопросы, ведь он остался тем рубежом, где ещё не боятся говорить о серьёзном.
«Я считаю, лучше пусть зритель встанет и уйдёт, чем в театре ничего не произойдёт. Просто полежал в тёплом кресле – это тупиковый путь для театра», - уверен Соколов.
Название спектакля - Lover - неслучайно. Вначале на сцене написано loser, что значит «неудачник», со временем слово меняется на lover - «возлюбленный». Когда с Умником разговаривают на языке любви, он начинает развиваться: лучше говорить, понимать. Это главный язык, язык, который понимают все.
«Я читал «Умника» и поставил бы его совершенно по-другому, но то, что сделал Максим, воспринимаю целиком, потому что пришёл на спектакль открытым к восприятию. Если человек приходит просто развлечься, ему нужен другой театр, - считает главный режиссёр Мурманского областного драматического театра Станислав Васильев. – Мы затронули очень важную тему социализации, причём не людей с ограниченными возможностями, а нас. Это мы должны социализироваться среди них, мы должны их видеть».
У этого спектакля два состава и два финала. Каким он будет, решится, как говорится, по ходу пьесы.
Смотрите также:
- «Мы бедные, но не нищие». Драмтеатр закрыл сезон «Поминальной молитвой» →
- В своём мире. Что такое расстройство аутистического спектра? →
- Тень всех влюблённых →