Вот блин! Как менялись масленичные традиции?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

С 20 по 26 февраля в России идёт Масленая неделя. Самый сытный праздник в нашей стране принято отмечать с размахом.

   
   

Как менялись масленичные традиции — в материале «АиФ–Мурманск».

От богов до медведей

Корнями Масленица уходит во времена, когда Русь была ещё языческой. Согласно одной из версий, этот праздник предназначен для того, чтобы лишний раз вспомнить родственников, которых уже нет в живых. Поминали близких, как ни странно, блинами. Особое, сакраментальное значение для людей имело сжигание чучела Масленицы. Это своего рода «похороны», а трапеза с блинами, соответственно, поминки.

Согласно другой, весьма распространённой версии, Масленица называлась Комоедицей. Отсюда и пошло известное выражение: первый блин комом. Дело в том, что у славян существовал обычай: отдавать первые блины комам (по-древнеславянски — медведям). Если переводить дословно, этот праздник был в буквальном смысле посвящён пробуждению медведей, которых славяне считали прародителями людей.

Во многих источниках сказано: в дохристианские времена на Руси этот праздник был посвящён Велесу, богу — покровителю скота, хозяйства, считавшемуся воплощением изобильного быта и богатства. Велес в сознании древних людей противопоставлялся Перуну, богу грома и молнии. Задабривали божество толстыми блинами. Их нужно было отнести в лес и разложить на сухих пнях.

По другой, наиболее популярной версии, Масленица посвящена одному из верховных божеств — Яриле. Первоначально само празднование было неизменно привязано к дате весеннего солнцеворота. На традиционных гуляньях его олицетворял молодой сильный мужчина, весна появлялась в облике юной девушки, а зима — угрюмой старухи. Для того чтобы наступила смена времён года, последнюю нужно было как следует проводить, «умаслить», отсюда и название — Масленица.

Нагие речи

С приходом христианства сакральный смыл праздника был частично утерян. Языческие традиции древних предков должны были как-то уживаться с грядущим Великим постом. Из-за этого Масленицу перенесли на заключительную неделю перед началом поста — Сырную седмицу, своего рода переходный период перед грядущими ограничениями. На этой неделе уже действуют определённые запреты: например, нельзя играть свадьбы.

   
   

В Онежском уезде Архангельской области по селу волокли поставленную на дровни шлюпку, где лежал обнажённый мужчина.

Тем не менее, даже несмотря на установление православия, отголоски язычества так или иначе проявлялись на масленичных гуляньях в разных частях страны. При этом в каждой конкретной местности сценарии праздника обрастали своими особенностями. К примеру, в Онежском уезде Архангельской области по селу волокли поставленную на дровни шлюпку, где лежал обнажённый мужчина. Часто «генералы» гуляний произносили поздравительные речи в обнажённом виде. В ряде местностей Масленицу «хоронили»: в корыте, люльке или специальном ящике-гробе.

Календарь Масленицы
Понедельник — Встреча. В этот день принято гостить у сватов и делиться планами на неделю: кто к кому заглянет в гости. Вторник — Заигрыш, или Невестины смотрины. По вторникам устраивали смотрины невест. Юноши ездили к потенциальным жёнам для знакомства или сватовства. Среда — Лакомки, или Тёщины блины. Название говорит само за себя: зять идёт в гости к тёще на блины, но не один, а в компании других гостей. Четверг — Разгуляй. В этот день начинались традиционные забавы. Пятница — Тёщины вечёрки. В этот день тёща в компании родственников и друзей идёт в гости к зятю. Суббота — Золовкины посиделки. Гостьей семьи становится сестра мужа. Воскресенье — Проводы Масленицы и Прощёное воскресенье. В этот день верующие в России просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Великому посту.

В общем, долгое время Масленица была далека от праведных христианских
обычаев. Этнограф-беллетрист С. В. Максимов в «Очерках народного быта» так описывал проводы зимы в одном из уездных городков Пензенской губернии: «В последний день Масленицы на базарную площадь ещё с утра собираются все крестьяне — от мала до велика. Начинается с традиционной стенки, когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий». А завершается действо тем, что «все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьянённое чудовище, которое колышется, ревёт, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья».