Тема частного образования в Мурманской области пока только набирает обороты. Не все родители могут позволить себе отправить ребёнка в платную школу, однако те, кто решился на такой шаг, как правило, не жалеют.
Чем частные школы отличаются от государственных, кто такой тьютор и какой он, современный родитель? Об этом и не только корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказала директор мурманской семейной школы Наталья Ломакина.
Альтернатива есть
Алёна Гаврилова, «АиФ-Мурманск»: – Наталья, расскажите, почему вы решили открыть частную школу?
Наталья Ломакина: – У меня многодетная семья: старшему ребёнку исполнилось 18 лет, среднему – 13, а младшему – восемь. Так сложились обстоятельства, что в 2019 году нам пришлось переехать в Мурманск. Тогда я столкнулась с необходимостью устроить детей в школу и детский сад. Выяснилось, что в ближайших к нашему дому образовательных учреждениях мест нет, а те, куда могли взять детей, были расположены уж очень далеко. Я поняла, что этот вопрос нужно решать! Моя подруга и коллега-предприниматель, теперь уже партнёр, тоже многодетная мама Евгения Овчаренко. Наше желание дать своим детям достойное образование больше года назад выросло в проект создания семейной школы и детского сада.
– На ваш взгляд, в чём причина растущей популярности платного образования?
– Меняемся мы, меняется и наше общество. Во времена, когда воспитывали моё поколение, особого выбора не было. Наши дети находятся в другой ситуации, у них есть альтернатива. Многие родители сегодня рассуждают с позиции комфорта для детей. Они хотят, чтобы ребята обучались в малых группах, посещали индивидуальные занятия, чтобы детям было интересно. На мой взгляд, это главная причина, почему северяне начинают поддерживать тему частного образования.
– Как вы считаете, частная школа – конкурент государственной?
– Я ни в коем случае не хочу рассматривать государственные школы с позиции конкурентов. Есть потрясающие учебные заведения, говорю вам совершено точно! Это касается и условий, и качества знаний. Другой вопрос в их загруженности. Если ещё сравнительно недавно заполняемость классов была на уровне 20 учеников плюс-минус пять человек, сегодня коллективы свыше 30 учеников считаются нормой. Педагогу крайне тяжело работать перед столь большой аудиторией, а давать качественные знания – тем более. И ребятам некомфортно: всё-таки дети есть дети, если их в классе много, бывает очень шумно. Частное образование в этом случае выступает, скорее, как альтернатива.
Трудности перехода
– Каждая школа в работе должна опираться на федеральные государственные образовательные стандарты. В частном образовании они соблюдаются?
– Если родители решат перевести ребёнка из частной школы в государственную, как быстро он сможет включиться в процесс? Не отразится ли это на его успеваемости?
– Что касается уровня знаний ребёнка, здесь сложностей быть не может. Однако при адаптации в новом коллективе не исключены нюансы. Другая школа – другие педагоги и ученики. Как быстро ребёнок сможет освоиться – вопрос сугубо индивидуальный. Зачастую это зависит от самого ученика, его характера и коммуникативных способностей.
– На мой взгляд, школа всегда трансформируется, а изменились ли родители?
– Современному родителю важно качество знаний, которые получает ребёнок. Одними из самых частых факторов при принятии решения в пользу ухода из общеобразовательной школы становятся экономия времени и эффективность его использования. Нередко после полноценного учебного дня дети вынуждены идти к репетиторам. Они учатся бесконечно, с утра до вечера. Многие бросают любимые секции и кружки только потому, что нужно справляться с академическими объёмами. Частная школа минимизирует дополнительную нагрузку, а чаще и вовсе снимает её с ребёнка. Это происходит из-за того, что знания даются в малых группах. В подобных условиях у педагогов появляется больше возможностей для работы.
Конечно же, родителям важна и среда, в которой находится их ребёнок. Зачастую в общеобразовательной школе контингент учеников очень разный. Совершенно очевидно, что мамы и папы не готовы к тому, что их ребёнок рискует стать жертвой буллинга. Государственные школы не всегда могут это контролировать.
Больше чем учитель
– Современный тренд в образовании – развитие прикладных дисциплин. Должна ли практика преобладать над теорией?
– Безусловно. Очень показательно, что учителя в частном секторе образования ищут для себя возможности развития в этом направлении. Дисциплину «Окружающий мир» в третьем классе нашей школы преподаёт замечательный педагог. Разбирая с ребятами тему океанов, он показал им карты в 4D-измерении. Они пронеслись над Каспийским морем, проговорили, почему это не море, а озеро, посмотрели границы водоёма и увидели видео с дронов. Когда предмет преподают более наглядно, а особенно когда педагог увлечён своим предметом, это даёт совершенно потрясающие результаты!
С коллегами мы убеждены: необходимо продолжать искать новые методики преподавания, которые позволят ученикам получить прикладные знания и навыки.
– Тему частных школ ассоциируют с понятием «тьюторство». Расскажите, что это такое и какие перспективы у этого направления в Мурманской области?
– Тьютор – это педагог-наставник, больше чем учитель, тот кто поддерживает и сопровождает ученика на протяжении всего образовательного процесса. У него непременно должна быть хорошо развита эмпатия и способность непрерывно искать новые подходы к детям. Задачи классического учителя часто ограничиваются объяснением темы – тьютор, помимо возложенной на него теоретической части, должен мягко направить ребёнка именно в социальном аспекте.
У нас в школе трудятся два педагога, которые имеют квалификацию тьютора. В целом в регионе таких специалистов немного, а это направление, как показывает практика, крайне необходимо. В 2021 году к нам в школу пришли две девочки – в первый и во второй класс, ранее они обучались в коррекционной школе. Девчонки со сложной судьбой, воспитываются в прекрасной приёмной семье. На их примере мы видим потрясающие результаты: дети могут учиться в коллективе, достигать успехов и комфортно социализироваться. Да, есть сложности, мы только начали обучение, но возможности индивидуального подхода тьюторства дают свои плоды.
– Сколько стоит частное образования в регионе?
– Стоимость обучения в начальной школе – 21,9 тыс. рублей в месяц, для тех, кто начинал с нами год назад, цена другая – 19,9 тыс. рублей в месяц. Отмечу, что это минимальная цена, которая складывается из размеров зарплаты педагогов: наша организация обеспечивает себя сама. Мне известно, что в Удмуртии и некоторых других регионах страны родителям детей, которые находятся на семейном образовании, положена компенсация. Суммы, полученные от государства, могли бы стать хорошим подспорьем и для родителей в Заполярье.
– Что нужно сделать для того, чтобы частное образование в Мурманской области развивалось?
– Нам нужна внятная нормативно-правовая база. В законе значится понятие «семейное образование», этим всё и ограничивается. А дальше остаётся масса вопросов, которые не прописаны нигде. Например, механизм получения лицензии для таких школ, как наша.
Дело в том, что довольно долго мы пытаемся получить своё помещение. Главное условие для этого – наличие лицензии. Но вот в чём парадокс: её без собственного помещения не дают! Получается замкнутый круг. Этот вопрос мы пытаемся решить уже больше года, нам многие стараются оказать содействие, в том числе руководство региона, но, к сожалению, пока безуспешно. Если бы была чёткая законодательная база, этой проблемы не возникло бы.