Каждый год тысячи людей уезжают за пределы Кольского полуострова. Тем ценнее те, кто всё же решается связать свою судьбу с Севером.
В 2020-м в Мурманскую область по программе «Земский учитель» переехали 15 человек, почти столько же педагогов регион ждёт и в этом году. О том, как было принято решение переехать на Север, рассказала «АиФ на Мурмане» учительница младших классов школы № 7 имени Гагарина в посёлке Корзуново Райгуль Кусанова.
Меж двух полуостровов
Александра Михова, «АиФ на Мурмане»: – Райгуль, как так получилось, что вы решили подать заявку на участие в проекте «Земский учитель»?
Райгуль Кусанова: – Я работала в сельской школе в Оренбургской области, в которой прежде сама училась, поэтому уезжать мне было очень непросто. Как вы знаете, сначала была программа «Земский доктор», по которой мой брат вместе с супругой переехал в Краснодарский край. Я тогда подумала: вот было бы здорово, если бы придумали «Земского учителя»! И как только такая программа появилась, сразу заинтересовалась и, посоветовавшись с мужем (он, кстати, тоже учитель), решила подать заявку. Мой супруг Мади преподаёт физику и информатику, поэтому мне нужно было найти школу, в которой бы требовались и учитель младших классов, и физик. Правда, сначала муж не захотел переезжать, ведь у нас дом, который мы недавно отремонтировали, родственники все живут рядом, но потом согласился.
– Из каких регионов вы выбирали? И как решились переехать на Север? Наверное, близкие не оценили ваш выбор.
– Так как нам нужно было сразу две ставки в школе, то регионов было не очень много. В список попали Мурманская область, Республика Крым и Дальний Восток. Мне показалось, что Мурманская область ближе к Оренбуржью. Кроме того, я очень люблю путешествовать и всегда мечтала побывать в Заполярье, увидеть северное сияние. Мы стали много читать про Корзуново и Печенгский округ. Узнали, что здесь когда-то служил Юрий Гагарин и даже местная школа носит его имя. Кстати, мой брат (он военнослужащий) приезжал сюда в командировку и потом много рассказывал о Кольском Севере, что не так тут и холодно и дороги хорошие.
Задумавшись о переезде в Корзуново, я позвонила директору школы Марии Богдановне Гроза, она мне с таким теплом рассказала о работе, о Севере, что я окончательно решила выбрать Мурманскую область. И больше никуда не звонила и не уточняла информацию в других регионах.
Родители, конечно, сначала расстроились. Я обещала, что буду приезжать на всё лето в отпуск. Папа долго переживал, боялся, что заработаю какую-нибудь болячку на Севере. Но потом я нашла нужные слова и убедила его.
«Может, домой?»
– Когда вы переехали в Корзуново, не было какого-то разочарования? Всё-таки это небольшое село, здесь есть даже заколоченные дома, а какие-то развлечения отсутствуют.
– Мы ехали на Север на машине, преодолев 3,5 тыс. километров. Всю дорогу директор школы звонила нам и спрашивала, как у нас дела, очень переживала. Надо сказать, на Севере живут удивительные люди – очень добрые и заботливые. Мария Богдановна договорилась, чтобы нас встретили и передали ключи от квартиры. Нам досталась очень уютная и просторная квартира недалеко от школы. И только разложив вещи, я поняла, что сейчас все мои близкие, родные, друзья очень далеко, а мы с мужем здесь вдвоем и никого не знаем. Я сказала Мади: «Может быть, назад домой поедем?» Но он меня успокоил, поддержал. Спустя несколько дней уже у него началась депрессия. Но мы всё это вместе пережили. А за развлечениями сейчас ездим в соседний Заполярный.
– Вы помните свой первый день в корзуновской школе?
– Конечно, мы очень переживали, признаюсь, было страшновато. Думали, может быть, кто-то и не рад, что мы переехали по программе, получили по миллиону рублей. Но все мои сомнения оказались напрасными. Коллектив принял нас очень доброжелательно, все поддерживают. С такими коллегами ничего не страшно! Они помогут, подскажут, если что-то непонятно. Здесь работают очень грамотные и опытные учителя.
– Зарплата учителя в Мурманской области выше, чем в Оренбуржье?
– Конечно, на Севере выше зарплата, ведь нам как молодым специалистам сразу начали выплачивать полярные надбавки.
Читаем по слогам
– Райгуль, вы с детства мечтали стать учителем?
– Мой папа работает в школе, много родственников, которые выбрали педагогическую профессию. Они-то мне и посоветовали стать учителем. Считается, что это очень важная, нужная и востребованная профессия – без работы никогда не останешься! Я ещё в детстве, играя с младшим братом, учила его читать и писать. Папа даже повесил нам доску, чтобы мы занимались.
– После вуза вы работали учителем в Оренбургской области, теперь у нас на Севере. Скажите, наши ребята чем-то отличаются от своих сверстников или, как говорится, дети и в Африке дети?
– Я думаю, дети независимо от региона всегда остаются детьми – любопытными, открытыми, честными. Очень скучаю по своим ребятам в Оренбуржье. В Корзунове у меня первый класс, мы со всеми подружились и на каникулах тоже скучаем.
В начальной школе вводить дистанционное обучение, пусть даже на один-два дня, не стоит.
– Тогда вам, наверное, тяжело далось дистанционное обучение! И как вы в целом относитесь к удалёнке? Сейчас есть предложение, чтобы один-два дня в неделю дети занимались дистанционно. Как вам кажется, это необходимо?
– Признаюсь, во время карантина было непросто и нам, и детям, и родителям. Ребята, конечно, очень быстро ко всему привыкают, но это всё равно не то же самое, что занятие в классе: на уроке я могу подойти, что-то персонально объяснить и показать, а в Zoom этого уже не сделаешь. Кроме того, обучаясь дома, дети часто отвлекаются, теряют внимание, иногда интернет пропадает. На уроке качество преподавания, на мой взгляд, выше.
Я считаю, в начальной школе вводить дистанционное обучение, пусть даже на один-два дня, не стоит. Каждый урок – это новая информация, учитель сразу может проверить, как ребята её усвоили. Боюсь, что даже если один день дети будут учиться удалённо, то на следующем уроке учителю придётся ещё раз объяснять и закреплять пройденный материал.
Сначала думали: отработаем и уедем. Но сейчас такой уверенности нет. Я бы уже и осталась: меня здесь всё устраивает и всё нравится.
– Нередко родители перед первым классом задаются вопросом, стоит ли учить ребёнка читать, писать, считать. Что бы вы им посоветовали?
– Я никогда не требовала от родителей, чтобы дети умели читать. Ведь именно это мы и объясняем в первом классе! Часто детей учат неправильно, например читать по буквам, а не по слогам. Потом из-за этого возникает много сложностей. Я бы посоветовала, чтобы перед первым классом дети знали буквы, ведь на одну букву положено всего два урока, а есть ребята, которые не сразу запоминают материал. Хорошо, если детки будут знать цифры, ориентироваться в тетрадных клетках, понимать, где право и лево. Ещё можно научить ребёнка придумывать рассказ по картинке – это не только развивает фантазию, но и речь.
– Райгуль, вы планируете отработать положенное и вернуться домой или у вас на Север далеко идущие планы?
– По контракту мы с мужем должны преподавать здесь пять лет. Сначала думали: отработаем и уедем. Но сейчас такой уверенности нет. Я бы уже и осталась: меня здесь всё устраивает и всё нравится. Север покорил нас своей природой и людьми.