В своём мире. Что такое расстройство аутистического спектра?

Сегодня в Мурманской области 0,04% всех детей страдают различными расстройствами аутистического спектра (РАС).

   
   

Что это за заболевание? И как взрослым вести себя с особенными детьми?

Ноль эмоций

По данным Всемирной организации здравоохранения, в Европе сейчас в среднем встречается около 62 случаев аутизма на десять тысяч детей. Чаще ему подвержены мальчики - их в три-четыре раза больше, чем девочек. Врачи подчёркивают: аутизм и все его разновидности, которые относятся к расстройствам аутистического спектра, не отдельный диагноз. Это собирательный термин, включающий в себя большую группу расстройств развития: синдромы Каннера, Аспергера и Ретта или атипичный аутизм.

Ольга Евтушок: «Если бы не болезнь сына, я никогда бы не жила так активно!» Фото: Из личного архива

Существует множество тестов, показывающих возможность наличия РАС у ребёнка. Главным маркером становится его реакция на происходящее вокруг. Родителей должно насторожить, если у малыша наблюдается полное отсутствие заинтересованности. Это самый важный симптом, проявляющийся в нарушении восприятия реальности.

«Детям с аутизмом трудно установить контакт с окружающими. Они повторяют одни и те же движения: раскачиваются сидя или стоя, крутят предметы, бегают по кругу. У таких детей есть свои интересы, но это закрытый для посторонних мир. Они никого туда не впускают», - рассказала детский психиатр Надежда Сидорова.

Иногда у детей с РАС встречается нарушение развития речевой коммуникации. Могут отсутствовать мимика и жесты, ребёнок не улыбается, игнорирует чувства и существование других людей. Таким малышам свойственна стереотипность в поведении, сопротивление малейшим изменениям в порядке жизни, пристрастие к одним и тем же предметам, например к игрушке. Кроме того, наблюдается негативная реакция на определённые звуки или шумы и неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми.

Признаки аутизма:
1. Ребёнок не идёт на эмоциональный и визуальный контакт. 2. Он боится громких звуков: пылесоса, фена и т. п., закрывает уши руками, убегает и прячется. 3. Речевое отставание. Иногда ребёнок говорит о себе в третьем лице, например: «Алёша хочет». 4. Ребёнок отдаёт предпочтение неигровым предметам, например палкам, камням, а не игрушкам. 5. Приступы немотивированной агрессии, протестные реакции. 6. Цикличное поведение: долго бегает вокруг горки, часами качается на качелях.
   
   

Уровень интеллектуального развития при аутизме различный: от глубокой умственной отсталости до одарённости в отдельных областях знаний и искусств. Как поделилась с «АиФ» мурманчанка Ольга Евтушок, то, что в фильмах показывают гениальными детей с РАС, воодушевляет и не даёт многим родителям опустить руки. Но стоит заметить, что гениальность у аутистов распространена так же, как и у обычных детей. По словам врачей, иногда мамы, желая увидеть у своего ребёнка черты гениальности, водят его на всевозможные кружки, пытаясь таким образом дать возможность выйти потенциалу наружу.

«Главное - с этим не переусердствовать! Нагрузка, которую дети не выдерживают, приводит к развитию психоза. С такими детьми надо быть очень аккуратными, - пояснила Надежда Викторовна. - Кроме того, насильно заставлять ребёнка общаться ни в коем случае нельзя. Так можно вызвать лишь ещё больший протест и страх».

Общение по карточкам

Как утверждают врачи, полное излечение от РАС невозможно, с этим придётся научиться жить. Процесс социальной адаптации необычных детей вызывает массу затруднений, разрешить которые подчас могут только специалисты. Для восстановления нормальной работы головного мозга ребёнку необходимы постоянные занятия с логопедом, дефектологом и детским психологом.

Как показывает практика, аутичные люди счастливы, когда они чувствуют себя востребованными. Работая с детьми, следует предлагать им различные упражнения и игры. Многие методы направлены на развитие умений поддерживать диалог, задавать вопросы, выражать эмоции.

Логопеды советуют использовать дома карточки PECS. Это стратегия, основанная на выборе, она опирается на навыки зрительного восприятия, чтобы развить коммуникацию. Проще говоря, с помощью карточки мы даём возможность ребёнку выразить просьбу, найдя нужное изображение. Этим он привлечёт внимание собеседника и проведёт обмен изображения на предмет. Если сообщение было проигнорировано, то общение не состоялось. Таким образом коммуникация становится наглядной и понятной.

Справка
Современное значение слова «аутизм» внёс в науку австрийский психиатр Лео Каннер в 1943 году. Слово имело греческое происхождение и означало буквально погружение в себя. Именно с этого момента начались серьёзные исследования заболевания, в частности были изучены его наследственный характер, а также нарушения нервной системы, определяющие развитие аутизма.

Огромную роль для адаптации играет развитие культурно-гигиенических навыков, ручной моторики.

«Ребёнок может пойти в школу, но самостоятельно принимать решения он не в силах. Все действия совершаются по шаблонам. Я сыну по цепочке в картинках объясняю, что за чем делать. Например, для того, чтобы помыть руки, сначала нужно зайти в ванную. По картинке дальше смотрит, что надо включить воду, потом моет руки и выключает воду. Последнее действие - вытирает руки полотенцем. Всегда должны быть инструкции. Если воды не будет в кране - сбой. Цепочка прервалась. Что делать дальше, ему непонятно», - рассказала Ирина Волохова.

Очень важны визуальная поддержка, речевые инструкции, тактильные контакты. Ребёнку желательно предлагать то, что он умеет делать лучше, а только затем переходить к чему-то более сложному и неосвоенному. Залог успеха любой методики - превратить обучающее занятие в увлекательную игру.

Есть и медицинские методы лечения РАС. Но, как пояснила Надежда Сидорова, лекарств от самого заболевания нет, лечится лишь его симптом, выражающийся в психозе. Врачи выписывают нейролептики и антидепрессанты. Но важно понимать, одним только медикаментозным лечением не обойтись, ведь оно даёт эффект лишь в 20-25% случаев.

Пытаясь адаптировать детей с аутизмом к жизни и её многочисленным проблемам, специалистам различных сфер приходится создавать новые форматы в обучении, коррекции и лечении таких детей.

Как заметили психологи, для родителей важно не маскировать диагноз под наиболее модный или приемлемый, не фиксировать внимание на инвалидности, непонимании социумом, а просто принять ребёнка таким, какой он есть.

«У меня процесс принятия прошёл давно. Мой сын уже и на горные лыжи встал, и плавать научился. Теперь пробуем нырять. Если бы у меня не было особенного ребёнка, жизнь была бы совсем иной. Я никогда не жила бы так активно, - с улыбкой добавила Ольга Евтушок. - Проблемы существуют, но как к ним относиться - выбор каждого. И мы, родители особенных детей, объединяемся для их решения».

Смотрите также: