В Мурманской области, как и по всей России, люди с инвалидностью имеют приоритетное право на получение медицинских услуг, в особенности это касается лечения и удаления зубов.
Однако на деле у северян возникает немало сложностей. В чём проблема — разбирался корреспондент «АиФ—Мурманск».
Очередь на наркоз
Надо сказать, на лечение или удаление зубов люди с ограниченными возможностями здоровья могут записаться не только через кол-центр, но и через регистратуру или администрацию медучреждений. Если по каким-то причинам пациента не могут взять на лечение в ближайшее время, его записывают в лист ожидания, заверили в областной стоматологии.
Взрослых инвалидов лечат под наркозом. Такую помощь оказывают в Мурманском областном клиническом многопрофильном центре, который мурманчане привыкли называть «Севрыбой».
«В листе ожидания на госпитализацию находится шесть человек, это жители не только Мурманска, но и области, — рассказал и. о. главного врача Мурманской областной стоматологической поликлиники Альберт Кустенков. — В первую и четвёртую среду каждого месяца проводится плановая госпитализация пациентов. Несовершеннолетние получают помощь в Мурманской областной детской клинической больнице. Запись на лечение проводят сотрудники детского отделения областной стоматологии, она проходит дважды в неделю — в понедельник и в пятницу».
Сегодня, по словам Кустенкова, стоматологическое лечение под наркозом требуется 51 юному северянину. Почему так много? Дело в том, что до 2024 года услугу оказывали два раза в месяц, а с января детей лечат дважды в неделю. Однако подождать всё равно придётся, поскольку день в день это сделать невозможно: в каждом случае требуется согласование трёх специалистов.
«А как быть, если мы говорим об экстренных случаях? Например, температура у ребёнка поднялась — тоже очереди ждать?» — вопрошает председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов, Елена Орлова.
В медучреждении заверили: в этом случае ждать не придётся, врачи найдут возможность для экстренной госпитализации.
У немобильных пациентов проблемы в регионе особые.
«В областной стоматологии, расположенной на улице Буркова, не предусмотрена помощь родителям, чтобы усадить больных в кресло. А они тяжёлые и сами туда не сядут! — пожаловалась руководитель клуба родителей и детей-инвалидов «Надежда» Валентина Кислякова. — Вторая проблема — у стоматологов, как правило, нет никаких приспособлений для фиксации таких пациентов».
По словам руководителя медицинского учреждения, врачи не имеют права ограничивать свободу пациента. «Никаких фиксаторов и расширителей не будет, а если поведение пациента препятствует лечению, то его необходимо проводить под общим наркозом», — заявил Кустенков.
Болезненная тема
Пожалуй, самая болезненная для северян тема, связанная со стоматологическим лечением (причём не только людей с ОВЗ), — это льготное зубопротезирование. Пациентам с инвалидностью такую помощь оказывают на основании постановления правительства Мурманской области № 582.
С августа 2023 года инвалидам не оказывают услугу в натуральном виде, а выплачивают компенсацию, но для её получения необходимо выполнить ряд условий: проживать на территории региона и иметь медицинские показания к зубопротезированию. И важный момент: размер среднедушевого дохода за шесть месяцев не должен превышать двух величин прожиточного минимума пенсионера (с 1 января 2024 года прожиточный минимум для пенсионеров — 20 995 рублей. — Прим. ред.).
«Если человек ранее стоял в очереди, он обращается в центр соцподдержки населения. В ином случае требуется первичное обращение, затем пациент подаёт документы на получение сертификата», — напомнил Кустенков.
После зубопротезирования северянин получает пакет документов и обращается в МФЦ, чтобы ему компенсировали стоимость лечения.
«Я была у стоматолога, мне дали справку, получила сертификат в соцзащите, а когда пришла на протезирование, мне сказали оплачивать всю сумму лечения, после чего обещали вернуть деньги, — рассказала председатель Мурманской региональной общественной благотворительной организации многодетных семей и инвалидов «Радуга» Рита Абдурахманова. — А если у инвалида нет возможности оплачивать такие дорогие услуги, как быть в этой ситуации? Вы думаете суммы сертификата (в 2024 году максимальная сумма компенсации составляет 41 990 рублей. — Прим. ред.) достаточно, учитывая цены в стоматологиях?»
Похоже, этот вопрос общественников останется без ответа.
«С прошлого года эта тема стала нашей головной болью, — признался министр труда и соцразвития Мурманской области Сергей Мякишев. — Есть закон Мурманской области, который установил две пороговые величины — размер компенсации и уровень дохода, который позволяет бесплатно получить эту услугу. Не буду ничего комментировать, потому что для меня самого эта тема крайне болезненная».