В Госдуме разработаны поправки о минимальной почасовой оплате труда. Инициаторы предлагают платить работникам по 150 рублей в час.
Какие подводные камни могут появиться в случае принятия закона?
«Удалёнка» показала
Авторы законопроекта полагают, что такая поправка поможет людям сгладить финансовые последствия коронавируса. Сегодня в России часовая ставка исчисляется исходя из МРОТ (12 130 рублей) и составляет в нынешнем году 89,85 рубля в мае и 65,92 рубля в июле.
«Да, сейчас это очень актуальная тема. Ей есть логическое объяснение: пора оценивать труд работников достойно. Но тут возникают некоторые проблемы. Или, если сказать иначе, есть определённые условия: во-первых, речь идёт только о неполном рабочем времени. И во-вторых, заключается срочный трудовой договор, – пояснил «АиФ на Мурмане» председатель облсовпрофа Александр Первухин. – Если сегодня эта новация получит статус закона и станет применяться добросовестным работодателем – это одно дело. Он установит определённую продолжительность рабочего дня: скажем, пять, шесть, семь часов – и будет платить за час 150 рублей – это хорошо. Потому что тогда работник станет получать за час работы раза в два больше, чем при существующей сейчас оплате по МРОТ. Но недобросовестный работодатель может попытаться увеличить фактическую продолжительность рабочего дня или потребовать большего объёма выполняемых работ при той же оплате труда. Работодатель может сказать: вот есть у меня определённая сумма на зарплату, и больше платить не могу, но работать ты будешь больше. И тут наёмный рабочий не сможет что-то сделать. Разве что разорвать договор. Но не всегда это возможно – найти работу непросто в нынешних условиях. Да, в договоре стоит сумма 150 рублей за час работы, но денег нет, работай больше, а получишь не за фактически отработанное время, а за количество часов, указанное в договоре. Но тогда стоимость часа работы будет уже меньше 150 рублей. «Удалёнка» это и показала: многие люди вкалывали гораздо больше по времени, а получали как прежде. К тому же есть ещё проблема: договор срочный. Он заключается на срок до года, а потом неизвестно, как сложатся отношения у этого работника с работодателем».
«И сотня – красота!»
По словам экспертов, почасовая работа может быть выгодна студентам или, например, тем, кто оказывает клининговые услуги.
«Никто из боссов платить по 150 рублей за час не будет, – уверен мурманчанин Виталий Деньгин, который уже больше 10 лет работает по срочным и разовым договорам. – Конечно, есть очень порядочные предприниматели, но и они придерутся к мелочам и снизят выплаты. А уж иные найдут любые поводы или причины уменьшить оплату. Правда, когда надо им сделать что-то срочно и хорошо, то идут на всё, даже заплатят прилично, как пообещали. Но это редкие случаи. Так что 150 рублей за час работы не дождусь».
Северянин Дмитрий Шурыгин подменяет на вахте тех рыбаков, которые хотят после рейса отдохнуть в семье во время стоянки в порту:
«Я договариваюсь с определёнными людьми об оплате своей временной вахты. Всегда условия выполняются. Но по 150 рублей за час – это круто. Вряд ли такое возможно. Мне если и платят по 100 рублей за час, то это красота. Хотя я и за 70, и за 80 рублей в час стою на вахте. Бывает, договор заключаю на пару недель. Например, сторожить чью-то дачу. В этом случае всякие повороты в оплате возможны. Бывали случаи, когда хозяин заставал дремлющим и или выгонял, или платил в два раза меньше. И не поспоришь. Кто я такой?»