Безграничное сотрудничество. Чем выгодны Заполярью контракты с Белоруссией

25 мая в Мурманскую область посетил премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко.

   
   

К каким ключевым договорённостям удалось прийти — в материале «АиФ на Мурмане».

От техники до кормов

Надо сказать, Республика Беларусь всегда была надёжным внешнеторговым партнёром Мурманской области, прочно занимая первое место среди стран Евразийского экономического союза. Новые геополитические реалии подтолкнули к ещё более плотным контактам. Взаимодействие сторон идёт в разных направлениях, ключевое из них, несомненно, логистика.

«В этот раз мы рассмотрели варианты строительства терминала белорусских удобрений мощностью 5–7 млн тонн на территории Мурманской области».

«Все договорённости, которых достигли в прошлом году, когда наша делегация работала в Минске, чётко исполняются. В этот раз мы рассмотрели варианты строительства терминала белорусских удобрений мощностью 5–7 млн тонн на территории Мурманской области. Коллеги из Белоруссии осмотрели их лично для принятия финального решения о месторасположении проекта», — рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

По данным белорусской статистики, в 2022 году был достигнут рекордный показатель товарооборота — 286 млн долларов с ростом к уровню 2021 года почти в три раза. В структуре экспорта основная доля поставок приходится на цемент, корма для животных, растительные и животные масла, минеральные продукты и рыбу.

«Можно с уверенностью сказать: уже проделана большая совместная работа: состоялись крупные поставки автобусов и троллейбусов в Мурманскую область, а также спецтехники, запущен авиарейс по маршруту Мурманск — Минск, происходит инициативный обмен опытом между Минздравом области и комитетом по здравоохранению Минского городского исполкома, активно развивается сотрудничество между мурманскими и белорусскими университетами», — перечислила замгубернатора Мурманской области Ольга Кузнецова.

   
   

«По данным белорусской статистики, в 2022 году был достигнут рекордный показатель товарооборота — 286 млн долларов с ростом к уровню 2021 года почти в три раза».

Одним из важнейших направлений совместной работы давно стали поставки транспорта — спецтехники, используемой в горнодобывающем производстве или в ЖКХ. Одних только БелАЗов в регионе около 300.

Путь в Атлантику

Партнёры оценили развитую железнодорожную сеть Кольского Заполярья, а также масштабную инвестиционную программу, в том числе строительства новых подъездных путей. Однако главное стратегическое преимущество региона — незамерзающий Кольский залив, стартовая точка Севморпути.

«Все, кто здесь работает и будет работать, лишены рисков, потенциально имеющихся сейчас в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы передвижения судов».

«Мы сознательно идём в Мурманск, и глава Беларуси Александр Лукашенко неоднократно об этом говорил. Здесь совокупность абсолютно уникальных факторов: незамерзающий Кольский залив, свободные выходы условно в два океана. Все, кто здесь работает и будет работать, лишены рисков, потенциально имеющихся сейчас в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы передвижения судов. Кроме того, Северный морской путь (СМП) — безусловно, за ним будущее. Я попросил коллег углублённо ознакомить нас с перспективами развития и полноценного функционирования СМП, но даже без этого ясно: фактически это свободный выход в Атлантику», — прокомментировал премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко.

На базе филиала МАГУ в Апатитах открыта новая учебная аудитория «БелАЗ».

«Основная цель - создание среды, требуемой для подготовки высококвалифицированных инженеров и в то же время максимально комфортной для получения ими знаний и навыков. Компетенции, полученные студентами во время обучения, востребованы сегодня ведущими горно-обогатительными предприятиями региона и позволят нашим выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, — считает директор филиала МАГУ в Апатитах Ольга Островская. — И конечно, нельзя не отметить тот факт, что сотрудничество носит международный характер и ещё больше способствует укреплению отношений между Россией и Белоруссией».

В цифрах

В 2022 году объём поставок из Мурманской области в Республику Беларусь превысил 5 тыс. тонн на общую сумму свыше 15 млн долларов. За четыре месяца 2023 года объёмы перевалки белорусских грузов через Мурманск превысили 95 тыс. тонн. Это в три раза больше, чем за весь 2022 год.