В начале февраля президент РФ В. Путин заявил о важности Мурманского транспортного узла и потребовал обеспечить рабочее движение в порту Лавна в 2023 году.
16 февраля готовность якорного проекта МТУ — морского порта Лавна — проверила делегация из федерального центра.
Пути в Азию
Надо сказать, Лавна — первый порт, строящийся в стране со времён Советского Союза. Совершенно закономерно, что с развитием Мурманского транспортного узла связаны большие перспективы и ожидания в сфере грузоперевозок.
Строительная готовность объекта сегодня составляет 57 %. В частности, была выполнена вертикальная планировка территории, а также завершено возведение временных зданий и сооружений. Подстанция Лавна уже введена в эксплуатацию.
«Полностью объект должен быть сдан в эксплуатацию к концу 2024 года».
«Наша задача — выделить и реализовать первоочередные работы, которые необходимы для фактического запуска рабочего движения в декабре 2023 года, и на это направить все силы. Полностью объект должен быть сдан в эксплуатацию к концу 2024 года», — сказал заместитель министра транспорта РФ Василий Десятков.
Глубоководный незамерзающий порт — стартовая точка Севморпути — позволит развивать экономику не только региона, но и всей страны.
«Благодаря поддержке Правительства России, наших коллег, президента РФ (мы с ним обсуждали этот проект на встрече летом) необходимые деньги были выделены, и работа пошла, — рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис. — Железная дорога на западный берег Кольского залива плюс энергетика, которую мы также разворачиваем при федеральном финансировании, превращают проект в большой логистический хаб».
Запуск порта Лавна в Мурманской области будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индию.
«Перевозить груз, выходя в Мировой океан, — это снижение логистических издержек».
«На сегодняшний день грузопотоки из недружественных стран претерпели изменения. Они теряют наши объёмы, а страны дружественные увеличивают потребление. Наиболее комфортные и удобные направления — Дальний Восток и, как это сложилось исторически, Мурманск. Перевозить груз, выходя в Мировой океан, — это снижение логистических издержек», — считает глава РЖД Олег Белозёров.
По словам экспертов, важный вклад в решение стратегической задачи переориентации грузовой базы Лавна внесёт и на прибалтийском направлении.
Два за восемь
Строительство порта началось почти девять лет назад — в 2014 году. А работы удалось выполнить только наполовину. Сегодня на площадке трудится около 1,3 тыс. строителей и вспомогательного персонала. Тем не менее если всё и дальше будет идти по плану, в декабре 2023 года начнётся опытная эксплуатация портовых мощностей.
«Сегодня объём выполненных работ (речь идёт о железнодорожных путях на объекте. — Прим. ред.) составляет 55 %. Получается, за ближайшие два года нам нужно сделать столько, сколько мы сделали за предыдущие восемь лет», — добавил Белозёров.
«В марте-апреле 2023 года начнётся расконсервация моста через Тулому».
В рамках проекта создания МТУ к порту Лавна подведут ближние железнодорожные подходы. Заместитель министра транспорта РФ Василий Десятков заверил: финансирование обеспечено полностью, госзаказчиком – Ространсмодернизацией – заключён контракт с РЖД в декабре 2022 года на 36 млрд рублей.
«На объекте трудится 427 человек и 57 единиц техники. В летнее время (туда) будет вывезено 2,5 тыс. работников и около 500 единиц техники, — рассказал заместитель генерального директора по объектам железнодорожного транспорта ФКУ «Ространсмодернизация» Александр Шатунов. — По сути, будет необходимо за год достроить все искусственные сооружения (их всего семь). Это ни много ни мало 49 км путей».
В списке основных работ — крупный мост через реку Тулому. По словам Шатунова, его строительство ранее было приостановлено по причине корректировки проектно-сметных документов.
«Сейчас выдана вся рабочая документация. Акты приёма-передачи строительной площадки уже подписаны. Начинается подготовительный этап реализации (проекта). В марте-апреле мостовики расконсервируют объект и приступят к строительству», — пояснил он.
«Строительный сезон в Заполярье начинается только в мае, объём работ будет понятен несколько позже».
Учитывая, что мост — объект особой сложности, а строительный сезон в Заполярье начинается только в мае, объём работ будет понятен несколько позже.
«Сложностей никаких нет, — заверил Шатунов. — Первые отгрузки угольной продукции запланированы на 2024 год. Мы запустим ветку и дадим 18 млн тонн груза».