В Мурманской области прошло первое заседание рабочей группы по развитию Арктики при комиссии Госсовета РФ.
Проблем в российском Заполярье немало, но основных три: как загрузить Севморпуть, восстановить судоремонт и обеспечить достойную жизнь северянам.
Раскатать Севморпуть
Северный морской путь (СМП) — судоходный маршрут, связывающий европейскую часть страны с Дальним Востоком. Это понимают все, не так давно президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о намерении построить порт в Мурманске, чтобы оперативно поставлять товары. В условиях новой геополитической реальности СМП отводится особая роль – разгрузить Восточный полигон.
Планируется, что к 2024 году грузооборот по Севморпути достигнет 80 млн тонн, прогнозный показатель — 90 млн тонн.
Арктика не стоит с протянутой рукой, наоборот, реализует инвестпроекты мирового масштаба и создаёт новую экономику России.
«В 2022 году объём неудовлетворённых заявок по Восточному полигону, потенциальных грузов, не принятых железнодорожниками, составляет 180 млн тонн. Единственная стратегическая возможность вывозить всё, что производят в России, — раскатывать Севморпуть, — сказал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. — В следующем году впервые в истории Севморпуть должен заработать в круглогодичном режиме, включая самый сложный — восточный маршрут. Арктика не стоит с протянутой рукой, наоборот, реализует инвестпроекты мирового масштаба и создаёт новую экономику России. До 2035 года только бюджет РФ должен заработать с её помощью 16 трлн рублей».
Мурманск — ключевой город в развитии Севморпути, однако и остальные арктические регионы ждут, когда самая длинная дорога России заработает в полную силу.
«Развитие СМП невозможно без участия нашего региона. Судам, которые идут по этому пути, начиная от Белого, через Баренцево и до Карского моря, в любой чрезвычайной ситуа-ции мы оказываем помощь. Наши авиаторы, спасатели и медики за два прошедших года выполнили 26 эвакуаций с морских судов в Северном Ледовитом океане, — рассказал губернатор НАО Юрий Бездудный. — Но главный упор мы по-прежнему делаем на улучшение качества жизни людей. В Арктике условия для жизни сложные и человеку нужно вдвое больше внимания. Мы используем комплексный подход: развиваем медицину, образование, сельское хозяйство, уделяя особое внимание оленеводству».
Чекунков отметил работу над реновацией ЗАТО в Мурманской области.
«Пока финансирование данного плана недостаточно, поэтому будем выходить с предложением в Правительство РФ», — сказал он.
Кроме того, на заседании обсудили возможное введение льготной ипотеки в арктических регионах.
Мощности не справляются
«АиФ–Мурманск» не раз писал о проблемах в судострои-тельстве и судоремонте, которые по-хорошему надо было решать ещё вчера. Кое-какие подвижки наконец появились.
«В Мурманске большой объём заказов на судостроение и судоремонт. Все верфи будут загружены», — заверил генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.
В регионе обсуждают программу развития гражданского судоремонта.
С одной стороны, у нас есть компетенции, работает военный судоремонт, но с другой — мощности не справляются с появившимся после введения санкций спросом.
«Мы несколько месяцев назад обсуждали с Денисом Мантуровым отмену НДС для судоремонтных предприятий, чтобы появились дополнительные источники инвестирования в производство. Этот процесс состоялся, такое решение есть, — ответил на вопрос «АиФ–Мурманск» губернатор Мурманской области Андрей Чибис. — С одной стороны, у нас есть компетенции, работает военный судоремонт, но с другой — мощности не справляются с появившимся после введения санкций спросом».