Мал, да дорог. Для рыбаков-прибрежников строят новое судно

На этой неделе в Рыбинске Ярославской области пройдёт закладка первого серийного судна для мурманского прибрежного рыболовства.

   
   

Первая ласточка

Контракт на строительство малого траулера-свежьевика по проекту Т30 подписали ещё в июле прошлого года. Планируется, что судно станет универсальным и будет предназначено для прибрежного лова рыбы донным или разноглубинным тралом. Первичная обработка рыбы будет производиться прямо на борту. Свежеохлаждённую продукцию с элементами лёгкой подморозки доставят на берег. Параметры корабля по судовым меркам весьма скромные: длина - 35 метров, ширина - 8,4 метра. В перспективе судовладельцы смогут претендовать на квоты для инвестиционных целей по треске и пикше в Северном бассейне.

«Это первая ласточка на пути к возрождению флота, сами знаете, насколько он у нас изношен. Перед судостроителями мы поставили задачу, чтобы корабль получился образцово-показательным. Обновление у нас затронет ещё порядка десяти судов, - прокомментировал специально для «АиФ на Мурмане» председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко. - Большие корабли - это хорошо, но прибрежные суда не строили давно. Единственное - «Ладога», которая в своё время была одним из лучших образцов».

Судостроители подчеркнули: мощностей предприятия достаточно для серийного выпуска подобных траулеров. Сдача «премьерного» судна запланирована на 2019 год.

Блеф чистой воды?

Эксперты «АиФ» неоднократно высказывались о том, что наш флот необходимо омолаживать. Из «железа», которое в Европе уже давно принято считать неликвидным, у нас по-прежнему пытаются извлечь максимальную выгоду.

«Если рыбаки сегодня не будут заказывать новые суда, то флот придёт в упадок. Что сегодня он собой представляет? Это приватизированные советские корабли, самые свежие из них - 1992 года постройки. Жизненный цикл одного судна составляет 24-25 лет, а дальше его продляют. За рубежом этот показатель - 15 лет. У нас тоже должна быть организована своевременная замена судов», - считает профессор, заведующая кафедрой технологии металлов и судоремонта Мурманского государственного технического университета Людмила Баева.

   
   

Ветераны рыбной отрасли с грустью вспоминают советские времена. Председатель правительства СССР Алексей Косыгин выделял тонны золота, чтобы мы строили суда в Германии, Польше, Дании. В одной только Мурманской области было 543 промысловых траулера. «Корабли выходили, как кастрюли! И они же работают до сих пор!» - сетуют рыбопромышленники Заполярья. Сегодня связи области с прежними центрами судостроения оборваны.

«Раньше процесс строительства новых судов был отлажен, а сейчас это блеф, - поделился мнением с «АиФ» депутат Мурманской областной Думы, член Комитета по природопользованию, экологии, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу Геннадий Степахно. - А как можно выкачать деньги из рыбаков? Составить инвестпроект и заявить: будет сделано. А будет ли? Большой вопрос. Все эти инвестиционные квоты без вложения денег в промышленность ничего не значат! Я в этот проект не верю. Ну, нет у нас таких судоверфей, которые могли бы строить эти суда. Подозреваю, что, скорее всего, подобные проекты созданы лишь для того, чтобы выманить у государства возможность получения квот».

Промысловики, в свою очередь, уверяют: эффект от строительства судна северяне почувствуют вскоре после ввода его в эксплуатацию. Во время поставок свежеохлаждённой рыбы в порт звено посредников будет исключено, предполагается, что это скажется и на ценах.

Смотрите также: