«Раньше выпуски морских кадров были огромные - по 100-120 человек, а сейчас наши ребята - штучный товар!» - считает профессор, заведующая кафедрой технологии металлов и судоремонта Мурманского государственного технического университета Людмила Баева.
Кадровая катастрофа
Алёна Гаврилова, «АиФ на Мурмане» - Старожилы с сожалением отмечают: пик рыбацкой славы Мурмана остался в прошлом, морское дело потеряло прежний престиж. Людмила Сандуовна, вы с этим согласны?
Людмила Баева: - К сожалению, Мурманск уже давно потерял былую славу города рыбаков. Чистая правда, но, даже несмотря на это, мы должны, как и прежде, делать всё, чтобы повысить статус работников моря и, что немаловажно, сохранить «плацдарм» подготовки морских специалистов для нашего региона. Море нас кормит, оно даёт работу не только рыбакам, но и тем, кто задействован в обеспечении их труда.
Не секрет, что на Север в советское время ехали за большими деньгами. В наши дни такого наплыва людей в Заполярье не предвидится, какие бы меры ни предпринимали на высшем уровне. Почему? Всё очень просто. Жить на Крайнем Севере могут только те, кто здесь родился: они на физическом уровне адаптированы к суровым условиям. Но даже те, кто способен выдержать все тяготы полярной ночи и долгой зимы, зачастую не видят в такой судьбе особых перспектив, тем более если разница с зарплатами в средней полосе России у нас не такая уж существенная. Вместе с тем возможность уехать из Мурманска и учиться в столицах есть далеко не у всех, поэтому в регионе обязательно нужно создавать все условия, чтобы наши выпускники школ могли продолжить образование на малой родине.
- Кадровый голод в сфере кораблестроения сегодня сильно ощущается?
- Судоремонтные предприятия, представленные в Мурманской области (я говорю о СРЗ «Нерпа», судоремонтных заводах №35 и №10, а также о тех компаниях, которые отделились от мурманской судоверфи), нуждаются в квалифицированных специалистах. В Мурманске и Снежногорске (где существует реальное производство) сегодня требуется более 360 сотрудников, способных работать на инженерных должностях. Это настоящая катастрофа! За перестроечные годы многие представители отрасли успели уехать из области, и этот отток продолжается. Возвращаются сюда единицы, а чем возможно привлечь людей? Заработной платой, северными надбавками? Средняя зарплата московского клерка - 120-150 тыс. рублей, но такой человек имеет совершенно другой уровень жизни, нежели у нас. А теперь возьмём среднестатистического северянина… Разница очевидна.
Я убеждена, целевую подготовку кадров необходимо возвращать в массы! Эта мера многие проблемы способна решить. Благодаря сотрудничеству с судовладельцами уже после третьего-четвёртого курсов можно рассчитывать, что наши выпускники будут трудоустроены. Предприятия заинтересованы в том, чтобы к ним на работу пришёл грамотный сотрудник. К тому же кадровое обеспечение надо планировать уже сегодня. Руководство должно чётко представлять себе перспективы и видеть, кто придёт на предприятие через 5, 10, 15 лет.
Гуманный подход к обучению
- А как изменилось положение будущих корабелов за последние 15-20 лет?
- Если раньше выпуски морских кадров были огромные - по 100-120 человек, то сейчас наши ребята - штучный товар! Сегодня мы практически перешли на индивидуальную подготовку кадров. Но, к сожалению, не все абитуриенты готовы к таким нагрузкам. Смотрите, первый набор у нас был 15 человек, выпустили 6: учиться сложно, но оно того стоит!
Вы сами прекрасно знаете, что современная школа ориентирована не на обучение - по сути это банальное натаскивание на сдачу ЕГЭ. Когда молодой человек попадает в наши стены, он сталкивается с требованиями реальных знаний основ математики, русского языка, физики, информатики. Государственный образовательный стандарт сам по себе ориентирован на то, что школа уже дала человеку начальную подготовку. И высшие учебные заведения априори не могут опускаться до такого уровня. К сожалению, не все ребята способны освоить программу высшей школы. Система образования изменилась под существующие условия. Это так называемый гуманный подход к обучению: если человек не успевает, он может, например, уйти в академический отпуск, потом продолжить образование спустя какое-то время, и учебный процесс может растянуться на многие годы. За границей, кстати, так и делают: чередуют периоды обучения и работы.
Надо понимать, что морские специалисты сильно отличаются от береговых, в первую очередь - с точки зрения требований безопасности. К этому мы готовим наших ребят с первых дней обучения. Мы ограничены множеством документов, регламентирующих эту область. Они распространяются на всех, кто занимается подготовкой кадров, работодателей и самих работников. И все должны досконально знать положения правил безопасности российских и международных кодексов. Морской специалист должен быть готов брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях, неважно, где он трудится - на буровой платформе, на буксире, на пассажирском судне, рыболовецком траулере или на военном корабле. Каждое правило безопасности написано кровью, за ним стоят жизни многих человек. К этому нельзя относиться легкомысленно!
Программа будущего
- С высоких трибун звучат жизнеутверждающие прогнозы: в стране строятся новые суда, не за горами введение в эксплуатацию Мурманского транспортного узла, а также создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Это значит, и рабочие места будут, и приток налоговых поступлений в казну обеспечен. Вы разделяете такой оптимизм?
- Понимаете, если рыбаки сегодня не будут заказывать новые суда, то флот придёт в упадок. Что сегодня он собой представляет? Это приватизированные советские корабли, зачастую самые «свежие» из них - 1992 года постройки. Жизненный цикл одного судна составляет 24-25 лет, а дальше его продляют. Кстати, за рубежом этот показатель - 15 лет. Затем их продают другим странам. У нас тоже должна быть организована своевременная замена судов. Сегодня флот очень старый не только у рыбаков. Строительство нового судна стоит очень дорого, и без инвестиций в этот процесс одному судовладельцу сложно его потянуть. Чтобы нести финансовое бремя, должна быть сознана кооперация, открыты целевые программы.
Вместе с тем у отечественных судоверфей сегодня действительно появились новые перспективы. Другие страны тоже предпочитают строить корабли у нас: не потому что выгоднее - качество у нас высокое, а наша металлургия известна на весь мир! Технологии, которые используют в России, уникальны. Многие военные суда сегодня модернизируют, и это очень хорошо. В то же время не стоит забывать и о флоте гражданском. В Мурманской области не так много внутренних водоёмов, а вот в других регионах это направление весьма востребовано. Морские перевозки ведь в сравнении с автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом самые дешёвые.
Проект развития Мурманского транспортного узла - достаточно серьёзная программа. Если она воплотится в жизнь, это намного упростит весь процесс перевозки грузов. Транспортировки по Северному морскому пути дают огромную экономию средств, что, несомненно, большой плюс для всего Заполярья. А это тянет за собой и новую потребность в судостроении, ведь для подобных целей потребуются суда принципиально нового класса - по корпусу, конструкции и так далее.
- Получается, у вашего дела действительно большое будущее в нашем регионе?
- Да, работа идёт! На объектах в Белокаменке будут требоваться 5,5 тысячи человек, регион ждут новые рабочие места. Наши кадры сегодня востребованы, и мы надеемся, эта тенденция продолжится! Кораблестроитель - универсальная профессия, которая базируется на хороших знаниях точных наук - математики, физики, химии. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и уверены: такие люди нигде не пропадут!