Для жителей Печенгского района и всех тех, кто готов открыть свой бизнес за полярным кругом, каждую среду проходят онлайн-встречи с предпринимателями. Одним из спикеров первой «Бизнес среды» стал учредитель группы кофеен и винного бара в Петербурге («Больше кофе!», «Кофе на кухне», Prostovino) Николай Готко.
«АиФ» побеседовал с Николаем и узнал, каких ошибок следует избегать начинающим предпринимателям и готов ли он открыть кофейню в Никеле?
Бизнес начинается с похода
Александра Михова, «АиФ на Мурмане»: – Николай, вас называют пионером спешелти-кофе в Санкт-Петербурге. Это действительно так? Получается, когда вы открывали свой бизнес, у вас практически не было конкурентов?
Николай Готко: – Мы открыли первую кофейню в 2012 году, на тот момент в Петербурге не было спешелти-кофейн. Иными словами, не было заведений с высококачественным кофе, о котором известно: из какой он страны, региона, фермы, как он выращивался и самое главное – он имеет оценку качества. На тот момент в городе весь кофе был очень коммерческим и низкого качества. Мы предложили контрастно новый продукт.
– Интересно. А как вообще возникла идея открыть такой бизнес?
– Идея появлялась последовательно. Я десять лет отработал в кофейной компании. У меня есть партнёр Николай Яланский, сегодня мы с ним всё делаем вместе, а прежде он работал в обжарочной кофейной компании. Мне кажется, когда долго профессионально занимаешься каким-то делом, складывается свой взгляд на ведение бизнеса. Это классическая история, в которою мы и попали. Сегодня у нас работает сеть кофейн, винный бар и производство. Хотя начиналось всё непросто: мы – небогатые ребята, поэтому нам пришлось брать кредиты, чтобы открыть бизнес.
– Знаю, что вы оформили потребительские кредиты на сумму около 2 млн рублей под неприлично высокие проценты. Но справились и за год с небольшим всё выплатили. Скажите, как вам это удалось?
– Наш секрет успеха кроется в аутентичности заведений и в развитии личного кругозора: мы много знали про работу кофейн и качество кофе. Нам хотелось открыть кофейню такой, какой мы её сами себе представляли. А дальше приняли решение, что заработанные деньги будем вкладывать в развитие. За восемь лет нам удалось построить основательную и для нас большую компанию.
– А что вы понимаете под «аутентичностью» бизнеса?
– Мне кажется, это бизнес, который отражает человека, а не копирует уже известные бренды. Наши кофейни рекомендуют людям, которые приезжают в Санкт-Петербург как петербуржские, нас ассоциируют с городом, в них чувствуется его душа и отражение. Приехав в Мурманскую область, я тоже хочу увидеть вашу северную кофейню, а не сетевое заведение. Франшиза – это тоже неплохо, но совершенно отдельная история.
– Мне кажется, это один из лайфхаков для начинающих предпринимателей, а какие ещё советы вы могли бы дать? Что поможет им избежать ошибок?
– У нас есть девиз: «Делай хорошо и ты никуда не денешься от денег». Это работает на 100 %. По опыту могу сказать, когда всё происходит наоборот, денег обычно и не хватает.
Что касается лайфхаков, то, прежде чем открывать бизнес, необходимо сесть и всё просчитать - на листочке или делая записи в телефоне, но подробно и учитывая затраченное время. Мы это делаем каждый раз, когда расширяем бизнес. Я могу заверить: полученная цифра вас сильно удивит!
Второй совет: с партнёрами нужно договариваться на берегу. Необходимо сразу обсуждать, как вы будете решать конфликтные ситуации. В-третьих, должен быть план по выходу на рабочую выручку. Многим людям не хватает терпения, а другие, наоборот, мучаются годами.
И заключительный совет: не спешите тратить первые заработанные деньги.
Доля правды в шутке
– Обсуждая беспроцентный займ, который компания «Норникель» предоставит предпринимателям, решившим открыть свой бизнес в Печенгском районе, вы сказали, что готовы идти паковать чемодан. Это шутка? Или бизнес на Севере может быть для вас привлекательным?
– Это была шутка, но не совсем. Я хотел сказать, что это шикарное предложение! Мы о таком можем только мечтать! Сейчас мы готовим ещё один проект в Санкт-Петербурге, но, если бы не это, мы бы съездили в Никель и не исключено, что открыли там свой бизнес. Это великолепные условия.
– В Никеле проживает чуть более 10 тыс. человек, но это приграничная зона, поэтому очень часто в посёлок приезжают иностранцы из Норвегии и Финляндии. Но до сей поры это был промышленный посёлок. Как вы думаете, какие риски следует учитывать, исходя из таких особенностей этого населённого пункта?
– На мой взгляд, в таких городах, посёлках необходимо развивать инфраструктурные проекты: открывать то, что действительно нужно людям, и делает их жизнь лучше. Прежде чем открыть в Никеле бизнес, я бы там пожил какое-то время. А местные жители должны чувствовать, что им необходимо.
Знаете, год назад к нам обращались ребята из небольшого посёлка в Белоруссии, ещё меньше Никеля, там открылась кофейня и, кстати, она успешно работает.
– Как вы думаете, какой кофе мог бы понравиться северянам?
– Это очень сложный вопрос. У нас у всех разные вкусы. Но самое главное – качественный продукт. Зачастую в маленьких городах бизнесмены начинают с плохого продукта – ведь никто не разбирается. Я считаю, лучше сразу давать классный продукт, тогда с тобой будет сложно конкурировать. Так что, отвечая на ваш вопрос: северянам понравился бы качественный кофе.
СПРАВКА
Зарегистрироваться на онлайн-встречи «Бизнес среда» можно по ссылке.