Без страха и упрёка. После трагедии многие северяне боятся летать

Александра Михова / АиФ на Мурмане

В авиакатастрофе в столичном аэропорту Шереметьево погиб 41 человек, из них 26 – жители Мурманской области. Сегодня, пожалуй, каждый северянин, поднимаясь на борт самолёта, испытывает тревогу, а кто-то и вовсе отказался от полётов.

   
   

Как побороть аэрофобию – об этом и не только «АиФ на Мурмане» побеседовал с психологом, членом Ассоциации когнитивно-поведенческих психологов России Виктором Кателевским.

Из контекста эволюции

Наталья Кобзева, «АиФ на Мурмане»: – Виктор, поясните, что такое аэрофобия и откуда берётся этот страх?

Виктор Кателевский: – Аэрофобия – навязчивая боязнь полётов на летательных аппаратах, и относится она к изолированным фобиям. Изолированная фобия – страх, который без видимой причины привязан к определённому стимулу. Подобные случаи встречаются часто: согласно некоторым оценкам, такие страхи есть у 60% взрослых людей, а непосредственно аэрофобия – у 11% населения. К слову, у женщин диагноз встречается несколько чаще.

Существует две теории, как появляются фобии. Одна гласит, что страхи возникают в результате прямого или косвенного научения. То есть когда человек сам переживает последствия чего-то либо видит, как боятся другие. Например, если в детстве мама очень эмоционально реагировала на перелёты и вы это видели, то её поведение может сформировать и ваш страх. Вторая теория представлена в виде двухфазной модели: приобретение страха и его поддержание. Все изолированные фобии имеют адаптивный смысл в контексте эволюции. Аэрофобию связывают с боязнью высоты, помогавшей нашим далёким предкам выжить, замкнутое пространство, скажем, пугает отсутствием кислорода и т. п. При этом у человека может быть определённая предрасположенность. Если мать или отец имели подобные страхи, это может передаваться и ребёнку как генетически, так и через трансляцию поведения.

Поддержание страха происходит за счёт определённого охранительного поведения, избегания. Вы придумываете какой-то ряд мистических процедур, например: взяться при взлёте за подлокотники, чтение молитвы, выпивка и пр. Всё подкрепляется со временем, ведь вам кажется, что именно это поведение помогает не реализоваться опасениям. Впоследствии действия становятся ритуалами и утверждают вас в вашем искажённом восприятии реальности.

   
   

– А как определить причину своего страха?

– Если в этом проблема, нужно обратиться к специалисту и, пройдя ряд диагностических процедур, выявить причину.

– Нужно ли бороться с фобией? Или проще смириться?

– Каждый человек решает это сам для себя. Есть мнение, что каждый раз, идя на поводу у страха, вы делаете свой мир меньше. Если не работать над своей фобией, это может привести также к её генерализации: иными словами, ваш страх может перемещаться на другие области жизни.

– Трагедия в аэропорту Шереметьево спровоцировала появление новых аэрофобов, как вы думаете?

– У меня нет статистической информации. Хотя, конечно, это могло быть критической массой для рецидива у кого-то.

Иерархия страхов

– А зачем пассажиры аплодируют пилоту? Это успокаивает?

– Возможно, у кого-то это ритуализация, о которой мы уже говорили, а возможно, кто-то аплодирует мастерству пилота, потому что наполняет своими страхами совершенно обыденной для пилота и, в общем-то, безопасный полет. Всё индивидуально.

Знаете, когда-то я читал статистику за 2001 год в США, там говорилось, что шанс попасть в авиакатастрофу – 3 100 000 к одному. Это к вопросу о безопасности.

– Эти цифры должны успокоить?

– Чтением статистики не получится ограничиться. Для того чтобы в долгосрочной перспективе себя, как вы говорите, успокоить, необходима продолжительный работа со своим образом мысли, мировоззрением, со своими когнитивными искажениями и поведением.

– Неужели нельзя бороться с аэрофобией самостоятельно?

– Если это не глубокий страх – можно. Самый быстрый способ – книги по самопомощи. Одна из таких – «Свобода от тревоги» Роберта Лихи: всю книгу даже читать не нужно, достаточно первые три главы прочитать как вводные, а затем – главу с аэрофобией. А вообще, всё индивидуально. Кому-то поможет прочтение части об эволюционной особенности страха, то есть человек понимает, что у всех он есть, «пойду побоюсь – и всё, переживу», кому-то  – книги по самопомощи, а кому-то – только знающий специалист.

– Значит, без специалиста не справиться?

– Это оптимальный вариант. Специалист поможет и верно диагностировать расстройство, и подобрать эффективную программу лечения. Также в ходе лечения сможет его корректировать для достижения большей эффективности.

– Сейчас всем непросто справиться с волнением перед полётом, но сложнее всего родственникам погибших. Как им зайти на борт самолёта?

– Сначала нужно определить, что стало причиной, которая мешает подняться на борт. В случае если у них проблема с горем и принятием потери, я думаю, лучше всего найти специалиста в этой области. Если аэрофобия, тут можно (если самостоятельно) поэтапно решать проблему. Во-первых, определить, чего именно боитесь. Во-вторых, описать своё охранительное поведение, то есть как вы ритуализируете страх. В-третьих, сформулировать мотивацию, то есть записать все плюсы избавления от аэрофобии. В-четвёртых, выстроить иерархию страхов: от самого простого («я выезжаю в аэропорт») вплоть до попадания в катастрофу – 10 пунктов. Нужно по 10 минут эмоционально проработать каждый пункт. И каждые две минуты отмечать субъективный уровень страха по десятибалльной шкале. Важно заполнять деталями все ступени вплоть до запахов: если страха нет, значит, недостаточно деталей. Со временем их нужно воплощать в реальность, пока это не превратится в вывод: я боюсь, но я делаю и пр.

Смотрите также: