Николай Бакшевников: Журналист не обязан быть мерзавцем!

Елена Иванова / АиФ

13 января, журналисты отмечают профессиональный праздник.

   
   
Фото: АиФ на Мурмане/ Виктор Шубин

Виктор Шубин, «АиФ на Мурмане»: Николай Александрович, вы более двух десятилетий возглавляете региональный Союз журналистов. Как оцениваете работу заполярных СМИ? Может быть, что-то хотели бы исправить?

Николай Александрович Бакшевников: Исправить-не исправить, а вот кое-что подкорректировать... Мне бы очень не хотелось, чтобы наша мурманская журналистика бездумно подхватывала те новации, которыми нынче больна, на мой взгляд, журналистика иных регионов – особенно столичная. Зачем куда-то далеко ходить? Возьмите, к примеру, нынешние новогодние телепрограммы. Хотя бы в одной из передач прозвучало желание оглянуться на год прошедший с позиций: как мы – нормальные россияне – его прожили, чего мы – простые россияне – в этом году достигли? Все программы столичных телестудий были сделаны словно под копирку. На сцене за спиной у более или менее известных артистов скачут десятки так называемых подтанцовщиков. Вот они-то и «рассказывают» нам о своих достижениях в прошедшем году. А где те, кто обеспечивал в течение года нашу более или менее сносную жизнь? Где те, кого ещё совсем недавно принято было называть рабочими и крестьянами? Их в России, если верить столичным коллегам, сегодня просто-напросто не существует. В материалах региональных СМИ, эти люди, слава Богу, ещё сохранились.

Наша мурманская журналистика - не устаю повторять в любой аудитории – была одна из самых лучших раньше, осталась не самой худшей и сегодня. Наверное, потому, что здесь в течение многих десятилетий существовал своеобразный естественный отбор.

Досье
Николай Бакшевников. Родился 2 февраля 1944 года в с. Ниудачи Николаевской области (Украина). Окончил факультет журналистики ЛГУ (1975), Ленинградскую ВПШ (1981). На Кольском Севере живёт с 1948 года. Журналист, заслуженный работник культуры РФ, член Федеративного совета Союза журналистов с 1994, с июня 2003 — член президиума совета. Почётный гражданин Мурманской области.
Осенью прошлого года ушла из жизни Зоя Быстрова – редактор областной молодёжной газеты «Комсомолец Заполярья» середины 1960-х годов. Мой первый редактор. Зоя Ивановна запомнилась мне, в том числе, материалом «Не споткнись о полярный круг», который был опубликован в 1964 или 1965 году в «КоЗе». Смысл заключался в том, что приехавший на Север человек, преодолевший здесь все трудности, становился не только крепким специалистом, но и крепким человеком. Потом у него появлялись дети, внуки, которые воспитывались в крепкой среде. И сформировался такой надёжный человеческий массив. Он и до сих пор существует.

- Значит, наша журналистика не споткнулась о полярный круг?

- Не споткнулась.

   
   

«Свистунов» стало больше

- Николай Александрович, чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает журналистам?

- Профессионализма. Хотя «свистуны» в журналистике и раньше встречались. Но сейчас их гораздо больше, потому что стало мало людей, которые проходят через профессиональное образование. Как правило, сегодня в журналистику приходят с улицы. И хорошо, если в редакциях есть традиции, есть люди, которые могут чему-то научить. Это первое.

И второе. Журналистам, как и всем, впрочем, сегодня не хватает уверенности. Уверенности в завтрашнем дне. Я помню те времена в журналистике, когда эта фраза воспринималась анекдотично. Сейчас она наполнена совсем другим смыслом. Сменился у СМИ хозяин – сменился редакционный коллектив. И будь ты хоть семи пядей во лбу – это не гарантирует, что ты не вылетишь в один прекрасный день из редакции, как пробка.

- Сейчас идут споры: за чем будущее журналистики – за газетами, телевидением и радио, Интернет-изданиями или за некой универсальной журналистикой.

- Должно быть разнообразие. А выделять что-то одно и утверждать, что именно за ним будущее - нет необходимости. Тем более в России. Мы не американцы или европейцы. Мы – русские. А русский человек любит взять в руки газету или журнал, который можно отложить в сторону и заняться чем-то иным, а затем вернуться к чтению. Что касается Интернета, то для каких-то коротких сообщений этот вид распространения информации хорош, но я не представляю, как буду на сайте читать очерковый материал. Даже если хочу вдумчиво прочитать текст из Интернета, то вывожу его на бумагу. В общем, я – сторонник нормальной журналистики в любом её проявлении.

- Кстати, раз уж вы заговорили об иностранцах, российская журналистика отличается от зарубежной?

- Уверен, что отличается. В своё время наши западные друзья пытались учить нас уму-разуму. Но мы - иные, наша журналистика отличается от европейской, как и русская литература отличается от иностранной. У нас во главе угла не факт, а его осмысление, не фотография, а душа.

Фото: АиФ на Мурмане/ Алёна Макарова

- Скажите, многие ли наши коллеги, отработав «положенный срок», покидают Кольский полуостров?

- Уезжают многие – уж не знаю, к сожалению или нет. Но вот что хотелось бы подчеркнуть: очень многие из уехавших не забывают Мурманскую область и своих коллег. В новогодние дни у меня были телефонные разговоры с нынешними питерцами Татьяной Колясниковой, Евгением Рукманом, Ольгой Сухановой, с Надеждой Сарсаковой (Курск), с Владимиром Логиновым из Козьмодемьянска, с Евгением и Еленой Поповыми (Краснодарский край), с москвичами Александром Бондаренко, Ириной Ореховой и Николаем Ступниковым, с Вячеславом Ищенко из Великого Новгорода. А Хамзат Махаев позвонил в Мурманск из Швеции. Звонили Анатолий Бавыкин из Воронежа и Василий Семёнов из Твери. Спасибо всем им за верность журналистике и за не проходящую влюблённость в Север.

Дума поможет рублём

- Знаю, что недавно вы участвовали в работе ХII съезда СЖР. Говорят, в Союзе произошли кадровые перестановки?

- Всеволод Богданов, возглавлявший Союз с 1992 года, добровольно сложил свои полномочия. На смену ему пришёл телепродюсер и кинодокументалист Владимир Соловьёв. В качестве военного корреспондента он прошёл семь войн, много работал в Косово, Чечне, Израиле, выходил в эфир из США сразу после теракта 11 сентября 2001 года. Так что не понаслышке знает, что такое профессиональный риск.

Соловьёв предложил поднять статус нашей профессии на качественно новый уровень. Напомнил, что в Советском Союзе высоко ценилось печатное слово, как за серьёзную критическую статью, опубликованную в газете, руководитель любого ранга мог положить на стол партбилет. Теперь же на критику в СМИ нередко вообще не обращают внимания. Основными направлениями деятельности должны стать законодательные инициативы, которые призваны защитить права журналистов. А для этого необходимо добиться серьёзной законодательной реформы. В частности, распространить на журналистов действие статьи 277 УК РФ «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Кроме того, он предложил законодательно приравнять журналистов, работающих в зонах военных конфликтов, к участникам боевых действий.

- А о проблемах региональных СМИ говорили?

- Конечно, проблемам региональных СМИ было уделено особое внимание. Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, секретарь СЖР Леонид Левин подтвердил, что организация рассчитывает на более активное участие в вопросах законотворчества региональных отделений СЖР, поскольку именно региональные СМИ требуют сегодня особого внимания в связи с их экономическим положением.

Справка
13 января 1703 года по указу Петра I вышел первый номер российской газеты «Ведомости». Он назывался «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». По сути, сегодня День российской печати стал Днём российской журналистики.
А руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский отметил, что сегодня сложнее всего существовать региональным газетам, у которых нет соответствующей рекламы, и без поддержки из федерального бюджета им трудно выжить. Он пообещал, что уже в 2018 году Госдума выделит региональным СМИ 500 млн рублей, но с условием, чтобы эти СМИ публиковали социальные материалы, направленные на борьбу с наркотиками и т.д.

В завершение разговора позволю себе сказать ещё пару слов о нашей профессии. В своё время мудрый Роберт Уоррен заметил, что профессия журналиста предполагает и цинизм, и некоторое нахальство, но вовсе не обязывает быть мерзавцем. Вот если бы каждый представитель нашей профессии всегда хранил у себя в сердце эту фразу.

Смотрите также: