«В целом, надо признать, за дороги в Заполярье взялись, но качество таких работ оставляет желать лучшего», - убеждён председатель Мурманского общества автомобилистов Александр Стародубов.
Бензин по осени считают
Алёна Гаврилова, «АиФ на Мурмане»: - И в Мурманской области, и в целом по стране взлетели цены на бензин. Северяне не устают жаловаться на растущие расходы, но всё равно платят - а что делать?! На днях антимонопольная служба заявила, что ситуация стабилизировалась, но вот надолго ли, как вам кажется?
Александр Стародубов: - Думаю, до осени. Механизм роста цен на топливо очень хитрый. Стоимость бензина в России начинает возрастать до начала посевных работ и со стартом уборки урожая. Сельскохозяйственная техника сплошь дизельная, а потому топлива ей требуется много. Сложно даже предположить, какую прибыль имеют нефтяные компании! Летом специальная техника зачастую простаивает. Но как только настанет время собирать урожай - грядёт очередное оживление, связанное с массовыми закупками топлива, можете не сомневаться! Такая ситуация повторяется из года в год, схема одна и та же: в июне и июле затишье, а со второй половины августа цены ползут вверх.
Поймите, мы все завязаны на дизельном топливе. Практически весь большегрузный автомобильный транспорт, да и железнодорожные составы тоже - все буквально живут на дизеле. И если его стоимость продолжит рост (а это непременно произойдёт), население будет беднеть. Благосостояние каждого из нас сильно зависит от цен на продовольствие, которые подогреваются бензиновыми накрутками. Кроме того, нужно понимать, что дизель уже не тот, что был 20-30 лет назад. Топливо нового поколения гораздо чище и качественнее, чем его постперестроечный прототип. Собственно, это и отражается на цене: бензин марки ДТ давно перестал быть дешёвым топливом и догнал - а в некоторых регионах даже перегнал - топливо АИ-95.
- По данным опроса ВЦИОМ, большинство россиян (66% респондентов) винит в росте цен на бензин власти, далёкие от проблем простого человека. Остальные убеждены: случившееся стало следствием политики нефтяных компаний. А вы какой точки зрения придерживаетесь?
- Нефтегазовая отрасль в нашей стране, мягко говоря, не бедствует, но до тех пор, пока мы будем играть роль придатка для зарубежных компаний, ничего не изменится. Наши нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в более дешёвом сырье, пока его не будет, стране рассчитывать не на что. На внутреннем рынке обязательно должно быть дешёвое горючее. Как этого достичь? Ну, хотя бы отпускать для нас нефть по льготным ценам. Пока же она для России стоит как для Европы, а то и дороже. Так что, на мой взгляд, не в государстве причина. Нефтегазовое дело - это монополия со всеми вытекающими отсюда последствиями. У нас же с вами собственных скважин нет. (Смеётся.)
Шоссе в заплатках
- Дорожная кампания в Заполярье идёт полным ходом. Интернет буквально взорвала новость о том, как результат ямочного ремонта на улице Свердлова в Мурманске прикрыли ковром. Как вам кажется, низкое качество локальных работ на дорогах - итог недобросовестного отношения подрядчика? Или же наши технологии попросту далеки от идеала?
- Моё принципиальное мнение: ямочный ремонт - это деньги, выброшенные на ветер. Как правило, весной такой асфальт сходит вместе со снегом, а засыпанные ямы возвращаются к нам вновь и вновь. Не зря же говорят, что дороги в стране укладывают строители, ведь ямы в асфальте кирпичом закладывают, а дорожники дома строят. Кроме того, само качество полотна сегодня на очень низком уровне. Можно десятилетиями тянуть из бюджета деньги (что, собственно, и происходит), латать ямы и каждый год повторять всё по новой.
Вот вам реальный пример - печально известное Нижнеростинское шоссе в Мурманске. Ежегодно на нём ставят заплатки, но дороги там так и нет. А ведь всё банально упирается в плохую обработку асфальтовых стыков. Весь мир следит за соблюдением этой технологии, но почему-то у нас, на Кольском Севере, в этом смысле всё из рук вон плохо. Что происходит? Между старым и новым полотном проникает вода, наледь разрывает стык - и весной всё возвращается на круги своя: на привычном месте мы видим знакомую яму. Иной раз складывается ощущение, что наши дорожники до этого специально доводят.
- А какие дороги, на ваш взгляд, заслуживают более пристального внимания?
- В целом, надо признать, за дороги в Заполярье взялись, но качество таких работ оставляет желать лучшего. Вот, например, Ленинградка: вроде и хорошую трассу построили, но когда сидишь за рулём, отчётливо чувствуешь, что асфальт там уложен неправильно. Руль ведёт так, будто бы колёса автомобиля разбалансированы.
Если говорить о Мурманске, полотно в центре города находится в очень хорошем состоянии. В Первомайском округе тоже всё достаточно благополучно - но в основном только в пределах Кольского проспекта: во дворы лучше не заезжать. Самая плачевная ситуация в Ленинском районе. Там очень много грунтовых дорог, а те, что покрыты асфальтом, разваливаются. Покрытие на улице Свердлова убито, несмотря на то что ещё три-четыре года назад его ремонтировали по новой технологии. Нормально ездить в северной части города можно только по проспекту Героев-североморцев.
Да и в целом по области качество дорог далеко от идеала. В Апатитах ещё более-менее, но там развернулась настоящая борьба за качество асфальта. Ковдорские трассы разбиты подчистую. В Североморске хотели было преломить ситуацию, да разобраться с судьбой подъездной дороги всё никак до конца не могут. Который год большое строительство идёт под Никелем, но это дорога федерального значения, за которую взялся карельский подрядчик. У него технология отработана хорошо.
Скорость рождает невежество
- В последнее время в регионе нередко происходят аварии с участием общественного транспорта. Как вы считаете, с чем это связано?
- Скорее всего, корень проблемы в прорехах нашего законодательства. Если сотрудников ГИБДД продолжат сокращать и дальше, приглядывать за ситуацией на дорогах будет попросту некому. Невооружённым глазом можно заметить: в области стало мало инспекторов!
Помимо этого, сейчас практически не уделяют внимания профилактике аварийных случаев на дорогах. Раньше на каждом транспортном предприятии ежегодно проводили 20-часовые программы по безопасности дорожного движения. Если водитель её не проходил - его просто не выпускали на линию.
Главная причина аварийности кроется в низком уровне профессиональной подготовки водителей. Я говорю о тех, кто управляет автобусами малой вместительности и маршрутками. Там работают необразованные люди - и это факт. В основном это выходцы из других стран, приехавшие на заработки. Им не до культуры, самое главное - больше денег собрать. А скорость всегда порождает невежество.
- Ещё пару лет назад регион захлестнула настоящая эпидемия автоподстав. Сегодня ситуация изменилась?
- Да, к счастью, автоподставы уже перестают быть прибыльным делом и уходят в прошлое. Страховые компании всё чаще не возмещают пострадавшим ущерб деньгами, а сразу отправляют их машины на ремонт. Кстати, из этого «бизнеса» ушли и представители правоохранительных органов: известны прецеденты, когда на них заводили уголовные дела. Ряды МВД подчистили, что было весьма кстати. Мало того что дело стало невыгодным, так ещё и небезопасным: кому захочется лишиться должности и попасть в места не столь отдалённые? Но единичные случаи автоподстав в Заполярье всё же происходят. Если вы попали в ДТП и уверены, что всё подстроено, смело вызывайте на место аварии сотрудников ГИБДД и ни в коем случае не идите на поводу у оппонента! Цена ремонта может оказаться незначительной, а с вас начнут требовать непомерные суммы.