В ночь с 18 на 19 января православные отметят Крещение Господне.
Как церковь относится к крещенским купаниям? И нужно ли готовиться к большому православному празднику? Об этом и не только «АиФ на Мурмане» рассказал настоятель Андреевского морского кафедрального собора города Североморска протоиерей Александр Казачук.
Алёна Макарова, «АиФ на Мурмане»: Близится Крещение – большой православный праздник. Отец Александр, расскажите о его духовном значении.
Пророк Иоанн стал предтечей, тем, кто должен прийти перед Спасителем и указать на Него, засвидетельствовать. Он был великим аскетом, практически всю свою жизнь с младенчества провёл в пустыне и питался, как говорит Евангелие, мёдом диких пчёл и акридами (вид сухой саранчи). Пророк Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. В Священном Писании его называют «гласом вопиющего в пустыне» - это очень известное выражение, потому что он проповедовал в пустыне у реки Иордан, а в переносном смысле - в пустыне человеческих сердец. Мы все знаем великолепную картину художника Александра Иванова «Явление Христа народу», где Иоанн-Креститель указывает на Христа.
Крещение Иоанново – это обряд, который был свидетельством осознания приходящих к нему людей себя грешниками и готовыми к принятию Спасителя. Исходя из этой логики, сам Спаситель не нуждается в крещении от Иоанна, так как ему не было необходимости омываться от грехов, будучи безгрешным. И когда Господь приходит на реку Иордан и входит к Иоанну в воду, тот говорит ему: «Не я должен Тебя крестить, а я сам должен креститься от Тебя». И тогда Христос ему отвечает: «Оставь ныне, ибо так нам подобает исполнить всякую правду». То есть Господь, будучи по православному учению не только Богом, но и реальным человеком, проявляет своё глубочайшее смирение, входит с людьми в воду. Фактически, по свидетельству удивительного проповедника нашего времени Антония Сурожского, не так давно почившего, в воды Иордана, отяжелевшие человеческим злом, в которые вошли тысячи людей, входит чистейший Богочеловек, чтобы взять на себя человеческие грехи.
В таинстве освящения воды Церковь актуализирует то, что было совершено более двух тысяч лет назад, то есть утверждает, что крещенская вода – это великая святыня.
Купания с шуточками
- Сегодня крещенские купания становятся всё популярнее. Вот только делают это люди нередко не из духовных побуждений, а забавы ради: испытать свои силы, а потом поделиться фотографиями в социальных сетях. Как вы к этому относитесь?
- Я не вижу в этом ничего положительного. Дело в том, что церковный устав в принципе не предполагает никаких купаний. Если кто-то думает, что любая вода в праздник Крещения освящена, даже когда у водоёма не было священника, то это не более чем самовнушение. Несколько десятилетий назад народ был настолько отстранён от веры насильственным образом, что с недавнего прошлого всякое побуждение к участию в церковных праздниках приветствуется, но, к сожалению, порой это приобретает обратные, не совсем приличные, формы.
Это принципиальный момент, который касается не только Крещения, но и других православных праздников. Например, Христовой Пасхи, когда некоторые превращают этот светлый день в сплошное застолье. Это не просто глупость, это глумление, свидетельство чёрствости человеческого сердца и лени человеческого ума к познанию или к поиску Истины.
Сегодня люди просто не хотят знать традиций. Например, мало кто придаёт значение тому, что святая крещенская вода пьётся натощак. Почему? Просто к ней особое, благоговейное отношение, это святыня. Скажу больше: в молитвах на освящение воды говорится о том, что она даётся нам для «причащения». Смотрите, какое слово, оно схоже со словом «причастие». У неё высокое назначение и сам факт, что её нужно употреблять натощак, так же, как и причастие, говорит о том, что к ней должно быть соответствующее отношение.
- А нужно ли каким-то образом готовиться к празднику Крещения?
- Христианин – это тот человек, который следит за своим состоянием ежеминутно, ежесекундно. Он всегда стоит перед Богом, поэтому перед Крещением не может быть никакой подготовки, кроме христианской жизни. Когда человек сознательно пришёл ко Христу, он до конца своих дней идёт к своей единственной цели. В этот день надо не просто взять святой воды, а обязательно причаститься Тела и Крови Христовой, потому что апогеем апогеем жизни христианина должна стать божественная литургия.
Страх за будущее
- Святки подходят к концу. Традиционно в это время люди хотят узнать свою судьбу и гадают. Насколько мне известно, церковь никогда этого не одобряла. В то же время сегодня маги, колдуны и экстрасенсы не сходят с экранов телевизоров. Может быть, и церковь стала лояльнее в этом вопросе?
- Отношение Церкви к народным, а, скорее, языческим проявлениям было всегда одинаковым на протяжении двух тысяч лет. Церковные каноны чётко говорят о том, что всякий человек, кто занимается волхованием, гаданием, отлучается от причастия на много-много лет, для христианина это позорное явление.
Порой Церковь обвиняют в неком мракобесии, с другой – чем, если не мракобесием можно назвать процесс, в котором люди XXI века, умудрённые результатами технического прогресса, начинают обращаться к экстрасенсам? Надо понимать, что гадание – это желание узнать будущее, то есть то, что ещё не совершилось. Христианин к своему будущему подходит с позиции творца судьбы. Человек создан свободным, с этой точки зрения будущее зависит от нас самих, это результат настоящего, отчасти прошлого и свободного движения вперёд. Есть понятие Божественного Провидения, Господь ведёт человека через те или иные ситуации к цели, которая известна для христианина – это Царство Божие.
Когда человек обращается к потустороннему – он боится за своё будущее. Почему? Это признак того, что он не имеет твёрдой опоры, Бога в своей жизни, сколько бы не утверждал, что Он живёт в его душе. Более того, если человеку предсказано какое-то будущее, то он будет очень несвободен от этого знания и всячески, как магнитом, станет тянуться к осуществлению нагаданного. Он становится рабом этого ложного знания. А христианин – это абсолютно свободный человек, независимый от иллюзорного, нагаданного кем-то будущего. Если будущего не знает никто, то возникает вопрос: а кто же может его знать? Только Бог. Почему? Он обитает над временем, для Него уже всё свершилось и только Он это будущее знает. Даже ангелы, архангелы и великие святые только от Бога получают лишь те знания, которые полезны человеку, и, если это будет крайне необходимо для осуществления главной цели жизни – спасения души.
Смотрите также:
- Как православная церковь относится к строительству мечети в Мурманске? →
- «Все мы вышли из Киевской купели». О святой воде и расколе на Украине →
- «Не ради хайпа и лайков». Нужно ли верующим купаться в проруби? →