Периодически в регионе возникают ситуации, когда кондуктор, несмотря на мороз, выгоняет забывчивых школьников из общественного транспорта. С одной стороны, и за детей страшно: как они доберутся до дома? А с другой – если всех бесплатно возить, то кто тогда будет проездные покупать? В проблеме разбирался корреспондент «АиФ на Мурмане».
Сломал челюсть
Следователь по особо важным делам контрольно-следственного отдела регионального Следственного управления Кирилл Белых считает, что высадка детей как защита гражданских прав перевозчиков на получение платы за проезд может привести к ситуациям, опасным для жизни и здоровья детей. Пример тому случай, когда у девочки не оказалось печати на проездном и она была вынуждена покинуть автобус. Тогда кондуктора уволили.
Белых предложил руководству транспортного предприятия в Мурманске провести инструктаж с водителями и кондукторами и запретить высаживать несовершеннолетних пассажиров.
«Следователи не могут что-либо запретить транспортному предприятию. Просто порекомендовали обращать внимание, если пассажир без билетов несовершеннолетний, а на улице зима», – пояснила старший помощник руководителя СУ СКР по Мурманской области Наталия Тростина.
Как выяснилось, рекомендации для подчинённых руководитель «Электротранспорта Мурманска» Сергей Коробков разработал ещё в 2016-м году.
«Надо действовать согласно регламенту, который мы установили. Если происходит или нарушение какое-то в подвижном составе, или что-то связанное с оплатой, надо сначала связаться с родителями несовершеннолетнего. Это возможно, конечно, если у ребёнка имеется при себе телефон. Если связаться с родителями не удаётся, то по онлайн-связи кондуктор вызывает полицию, и несовершеннолетний должен быть передан родителям, – рассказал «АиФ на Мурмане» Сергей Коробков. – Бывает и такое, что ребёнок едет сам не зная куда. Тогда тоже нужно связываться сначала с родителями, потом, если не удалось, с полицией».
Руководитель предприятия уверен: вероятность того, что кондукторы предложат выйти маленькому пассажиру, практически равна нулю, как бы ситуация ни развивалась.
«Порой возникает непонимание между ребёнком и кондуктором. Ведь она не может возле этого школьника сидеть, у неё целый салон людей».
«Порой возникает непонимание между ребёнком и кондуктором. Ведь она не может возле этого школьника сидеть, у неё целый салон людей», – добавил Коробков.
Часто бывает, когда бумажный проездной приходит в негодность и терминал оплаты не срабатывает. В этом случае кондуктор просит передать родителям, чтобы заменили карту или дали наличные деньги.
«А бывают случаи, когда несовершеннолетние наносят травмы кондукторам. Например, однажды сотруднице сломали челюсть», – рассказал Сергей Коробков.
Сколько предприимчивых?
Педагог-психолог мурманской школы № 23 Наталья Майорова поддерживает решение о запрете высаживать детей из автобусов. Она рассказала, что есть ребята, которые в силу возрастных и психологических особенностей в этом случае могут испытать сильный стресс.
«Не каждый ребёнок найдёт в себе силы попросить кого-то постороннего о помощи, всё это чревато психологическими травмами. Некоторые дети даже постесняются спросить, как им попасть по нужному адресу», – сказала Наталья Майорова.
Однако надо быть готовым к тому, что найдутся и предприимчивые школьники, которые будут пользоваться запретом в корыстных целях.
«Их примерно пополам: одни постесняются, другие воспользуются ситуацией. Всё идёт от родителей: если в семье поддерживаются нормальные ценности, то дети пользоваться запретом не станут. Но есть и те, кто не упустит возможность проехать бесплатно», – уверена психолог.
Наталья Майорова рассказала, что дети нередко делятся с ней историями о том, как забыли проездной. Кто-то может и деньги попросить у других пассажиров, и договориться, чтоб родители перевели оплату через мобильный телефон. А кто-то предпочитает выйти из транспорта, остаться в неизвестном месте и на холоде, но не обращаться за помощью к взрослым.