Примерное время чтения: 4 минуты
745

ТО, что надо? Изменение правил прохождения техосмотра вызывает вопросы

АиФ на Мурмане №4 26/01/2022
С этого года диагностическую карту должны получать лишь водители грузовиков, а также автобусов и такси.
С этого года диагностическую карту должны получать лишь водители грузовиков, а также автобусов и такси. / Didgeman / pixabay.com

С 30 декабря 2021 года для большинства автомобилистов прохождение техосмотра стало делом добровольным.

Как изменения правил скажутся на работе действующих пунктов технического осмотра (ТО) и повлияют ли перемены на дорожную обстановку в регионе? В проблеме разбирался корреспондент «АиФ-Мурманск».

«Хуже не будет»

Итак, с 2022 года для большинства автолюбителей прохождение ТО перестало носить обязательный характер. Диагностическую карту должны получать лишь водители грузовиков, а также автобусов и такси. Кроме того, такой документ потребуется для постановки на учёт автомобиля старше четырёх лет, а также при проведении с машиной регистрационных действий. К слову, с 1 марта штрафы для тех, кто должен проходить техосмотр, но не сделал этого, вырастут до 2 тыс. рублей.

«Недобросовестному водителю всё равно, в каком состоянии его машина. Если нужно будет – всё можно купить».

Водители такому положению дел рады: ещё бы, ведь теперь полисы ОСАГО можно приобрести без диагностической карты, а значит, как минимум на 1,5 тыс. рублей дешевле, чем прежде. По заверению страховщиков, в случае аварии документ о техническом состоянии автомобиля не потребуется.

«Добросовестный водитель, которому небезразличны жизнь и здоровье – своё и близких, и так будет следить за состоянием автомобиля. Выявлять недостатки транспортного средства с периодичностью раз в 1-2 месяца гораздо проще, нежели делать это, скажем, раз в год, – считает председатель Всероссийского общества автомобилистов в Мурманской области Юрий Стоцкий. – А недобросовестному водителю всё равно, в каком состоянии его машина. Если нужно будет – всё можно купить. Сами видели, во что превратился этот вид деятельности – чистый бизнес! Всё поставлено на поток. Специалисту передали данные о машине, а владелец получил диагностическую карту на электронную почту, при этом автомобиля никто в глаза не видел! В этом смысле отмена обязательных диагностических карт оправданна и логична».

По мнению юристов, прохождение обязательного ТО для рядовых автолюбителей во многом просто фикция, за которую раньше приходилось платить деньги.

«Люди перестанут платить за то, что им не нужно, – считает председатель исполнительного комитета регионального отделения Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» Андрей Шарков. – На мой взгляд, нужно не страховщикам отдавать дополнительные полномочия по оформлению диагностических карт, а тем, кто производит техническое обслуживание и ремонт автомобиля, что поможет вывести этот сектор из тени. Пока вне зависимости от того, есть у вас диагностическая карта или нет, вы как водитель перед началом движения должны проверить техническое состояние автомобиля – вы несёте за него ответственность. И в этом плане хуже точно не будет».

«Право регресса»

При этом, по словам авто-юристов, у страховых компаний остаётся так называемое «право регресса»: если будет установлено, что ДТП произошло по причине технической неисправности автомобиля, организация имеет право взыскать средства, затраченные на ремонт, с виновника аварии. В Российском союзе автостраховщиков уточняют, что при наличии диагностической карты такое «право регресса» действовать не будет. Но как окажется на практике, пока не знает никто.

«Половина станций в Мурманской области просто закроются, в особенности те, кто работал исключительно с легковушками».

Выявить, что ДТП произошло из-за технической неисправности автомобиля, удаётся лишь в единичных случаях, это буквально один процент из ста, уверен Юрий Стоцкий.

«Даже при наличии диагностической карты ответственность может наступить, – считает Андрей Шарков. – На практике такое обстоятельство установить сложно, и сотрудники ГИБДД этим не занимаются».

Представители отрасли убеждены: на рынке выживут только те компании, кто заключил контракты на обслуживание с юридическими лицами.

«Клиентов стало в разы меньше, раз в семь-восемь, в основном остались крупные транспортные организации. Среди физических лиц к нам обращаются только те, кто ставит машину на учёт, потому что без техосмотра этого не сделать, – рассказал «АиФ-Мурманск» руководитель станции техобслуживания автомобилей в Мурманске Михаил П. – Могу сказать, что половина станций в Мурманской области просто закроются, в особенности те, кто работал исключительно с легковушками. А оставшиеся перестанут справляться с нагрузкой. На мой взгляд, перепрофилироваться в ремонт получится далеко не у всех – не каждая станция техосмотра оборудована для этих целей».

К такому же мнению пришли и владельцы станций техобслуживания в Псковской и Калининградской областях: выживут только универсальные центры, которые работают и с легковым, и с грузовым транспортом.

Справка
Инспекторы ГИБДД могут проверить техническое состояние автомобиля, и в случае неисправностей диагностическая карта не спасёт от наказания, которое предусмотрено ст. 12.5.1 КоАП РФ (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).

Как считает руководитель станции в Мурманске, отмена обязательного технического обслуживания ничего хорошего не принесёт: раньше закон обязывал нерадивых водителей хоть как-то следить за состоянием своих автомобилей, теперь же автохлама на дорогах станет ещё больше.

«Будут ездить, пока их машины не развалятся», – добавил собеседник «АиФ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах