aif.ru counter
735

Мечты камикадзе. Как сделать искусство независимым от государства?

Статья из газеты: АиФ на Мурмане №22 29/05/2019

Культура в регионе должна стать современной.

Наталия Савченко / АиФ на Мурмане

На прошлой неделе стало известно, что в обновляемую команду областного правительства вошёл один из самых творческих людей Заполярья – папа «Мистера Пинка», основатель музыкального проекта «The ХОР», режиссёр и постановщик «Арктического театра» Евгений Гоман.

Руководство региона предложило ему занять место зампредседателя комитета по культуре и искусству Мурманской области в сфере современного искусства и молодёжной политики. Теперь Евгению предстоит заниматься делами государственной важности. Готов ли он и с чего собирается начинать – об этом и не только в беседе с «АиФ».

Художник из будущего

Александра Михова, «АиФ на Мурмане»: – Евгений, многие успели позабыть, но вы около восьми лет проработали в комитете по делам молодёжи. В одном из интервью «АиФ на Мурмане» вы признались, что ушли с госслужбы, «чтобы следовать за своей мечтой». И вот опять согласились стать чиновником! Почему? Мечты закончились?

Фото: Правительство Мурманской области

Евгений Гоман: – Согласился, но не совсем. Сегодня я ещё не в должности, и пройдёт какое-то время, прежде чем будет подписан трудовой договор. В региональном правительстве прошла встреча с врио губернатора и его замом, меня спросили, что я думаю о культуре и какие у меня есть предложения по изменению ситуации. Насколько я знаю, они наводили справки обо мне, в том числе и в Москве. Потом было сделано предложение, но согласился я не сразу. И для этого есть весомые аргументы: полная свобода и успешный «Арктический театр». Но была единственная причина согласиться – быть полезным не только для себя, но и для региона. Возможно, кому-то она покажется странной, я и сам в какой-то момент перестал в это верить. Но у меня появилось жгучее желание по­пробовать сделать культуру такой, какой я её практикую в театре, – максимально независимой от государства, направленной не на выполнение хотелок власти, а на создание условий для художников. Всё это, конечно, сложно и неоднозначно. Мне захотелось попробовать сломать то, что существует сейчас: застой, болото в некоторых областях региональной культуры – и получить власть, которая позволит дать больше возможностей для эффективных работников культуры, а  неэффективных менеджеров заменить людьми с современным мышлением.Хочется создать систему, в которой бы художник чувствовал себя свободным и имел ресурсы, чтобы осуществлять творческие проекты.

Евгений ГОМАН
Родился в Мурманске в 1979 году. В 2001 году окончил факультет ино¬странных языков Мурманского государственного педагогического университета. В 2017 году окончил курсы повышения квалификации ФГОУВПО «Северо-Западная академия государственной службы» по программе «Актуальные проблемы государственной службы в РФ». Музыкант, сценарист, основатель музыкального проекта «The ХОР», основатель, режиссёр и постановщик «Арктического театра».

Я твёрдо верю в то, что культура – это не событие (праздник или спектакль), а способ начать и закончить любое дело. Например, тема ЖКХ всегда на первом месте в СМИ, но проблема жилищного хозяйства не только в деньгах и организации процесса, но и в культуре. В том, чтобы заставить людей объединиться, собрать подписи  в подъезде, создать ТСЖ. Взаимоотношения людей, их участие в общественных делах – это же вопрос культуры в широком смысле и искусства в частности. Художник перерабатывает информацию в его «сегодня» и выдаёт творческий продукт. Он всегда на шаг впереди общества, он живёт в будущем. С такими мыслями я и иду во власть, наверное, это сродни камикадзе, который понимает, что миссия может быть безуспешной, но тем не менее пытается сломать систему, в которой сохранение культуры важнее её развития.

Отсутствие критики

– Много лет назад вы по­строили Дом молодёжи в Мурманске. Разговаривая о нём, вы признались, что региональное правительство выделяет деньги на проекты, но не даёт возможности справиться с коммунальными платежами. Это в том числе привело к смерти «Мистера Пинка». Сегодня вы будете спасать творческих людей?

– Сегодня у меня в голове есть три направления, в которых следует двигаться в первую очередь. Если этого не сделать, то всё остальное будет бессмысленно.

Во-первых, дать анализ эффективности управленцев в сфере культуры – от руководителей дворцов культуры до руководителей кружков. Представьте, в каком-нибудь ДК есть танцевальный коллектив, десятилетиями выступающий на разных мероприятиях. Руководитель, который в молодости был суперэффективным, сегодня выдаёт никому не интересный продукт. Каждый руководитель тем не менее проходит аттестацию: к нему приезжает комиссия и проверяет его работу. Теоретически они должны увидеть, что танцы из года в год не меняются, они не соответствуют времени, а значит, на выступления не приходит зритель. Комиссия должна выдать низшую квалификацию, и тогда руководитель учреждения сможет попрощаться с таким педагогом. Но у нас всё иначе. Приезжает комиссия, смотрят на 80-летнего хореографа и говорят: «Молодец!» – и ставят высший балл, потому что все друг друга знают. А потом они же приходят к руководителю ДК и спрашивают: «Почему вы его до сих пор не уволили?» Получается замкнутый круг. У нас очень много устаревших кадров, которые не понимают, как всё устроено в современной культуре.

Во-вторых, создание ресурсного центра. Власть должна стать сервисным центром для людей, т. е. для художника. Чиновники не должны диктовать ему, что делать, о чём писать или говорить. Они должны дать помещение, предоставить быстрый доступ к деньгам и сказать: «Друг, пожалуйста, работай! Мы тебе доверяем». В этом случае художник, который живёт в будущем, будет создавать для власти контекст, смыслы, куда двигаться дальше.

В-третьих, развитие критического мышления. Сегодня у нас нет критики, даже в СМИ только информационная политика. На День города приглашают артиста с гитарой из низшего эшелона – и мы «классно» отметили праздник! Никого не интересует, что это выступление рассчитано на публику не самого высокого вкуса. Люди пришли, шашлык съели – и всё, мероприятие удалось. Нет никакой самокритики. На мой взгляд, в Мурманск нужно привезти людей, у которых уже сформировано чувство вкуса: из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми или из-за границы. Они должны начать формировать критическую среду. Это должна быть государ­ственная программа. И тогда о спектакле драмтеатра или концерте в филармонии мы получим честный отзыв и профессиональное мнение. Мы можем с ним не согласиться, тогда это вызовет дискуссию в обществе, что тоже хорошо. Критика не даёт застояться.

– Это очень смело. А вы получили карт-бланш на то, чтобы эти задачи выполнить?

– Повторюсь, прежде чем принять предложение, я три дня думал, мучился, потом согласился, но до сих пор сомневаюсь, правильное ли решение я принял. Почему? Потому что пока это только слова. И к культуре мне ещё добавили «молодёжку», а я думаю, что ею не должен заниматься человек старше 35 лет. И самое страшное, что меня отпугивает: я начал общаться с теми, с кем старался не общаться вообще, – с чиновниками. Я увидел, насколько многие из них не понимают, какая у них на самом деле функция. Придётся ломать много хребтов и стен. Не уверен, что у меня хватит сил. Каждый день сомневаюсь и говорю себе, что надо отказаться, пока не поздно! Но в то же время слышу: «Кто, если не ты!»

На мой взгляд, сегодня не все понимают, чем я планирую заниматься. Многие думают, что привезу сюда перформеров и займусь современным искусством. А суть моей работы – в преобразовании культуры в корне.

Жертвы неизбежны

– Как без вас будет существовать «Арктический театр»?

– Театр будет существовать и дальше, только я, конечно же, не смогу в нём работать и получать зарплату. Передам это дело своим коллегам, а сам буду приходить и играть, может быть, даже режиссировать. Конечно, пока я буду работать в правительстве, театр уйдёт в долгоиграющую историю – не так часто будет делать новые постановки. Обязательно должен быть режиссёр. Пока я этот вопрос решаю, может быть, кто-то появится, кому я доверю своё детище. Но играть я продолжу, «Выкрутасы», «И­она» и новый спектакль «Тиррв» будут идти.

– В одном из интервью вы мне сказали, что ваш девиз жизни – «Всегда вдохновляй других». Он остаётся неизменным?

– Однозначно! Конечно, к фразе «ломать хребты» его отнести сложно! (Смеётся.) Но я воспринимаю это как препятствие к вдохновению многих других. Необходимы жертвы. И даже на госслужбе я должен буду вдохновлять других на свершения! Иначе никак! Эту работу нельзя регламентировать, сказав: «Произведите мне, пожалуйста, продукт, которым все будут гордиться, в течение года или трёх месяцев». Это же глупо! Единственно верно сказать: «Ребята, вы свободны, вот вам деньги, помещение, сделайте что-нибудь достойное!» Любой человек должен работать в доверии.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему выставляют счёт за горячую воду и за подогрев воды?
  2. Какие магазины принимают участие в проекте «Наша рыба»?
  3. Начисляют ли пени, если вовремя не принесли квитанцию за отопление?
  4. Можно ли повлиять на человека, который не отдаёт долг?
  5. Можно ли наказать дебоширов во дворе, которые мешают спать?
  6. Кто должен восстановить коллективную телевизионную антенну?
  7. Как исправить неверные показания по электроэнергии?
  8. Почему к налоговому уведомлению не будут приложены документы на оплату?
  9. Можно ли устанавливать мусорные контейнеры рядом с детской площадкой?
  10. Какие дома будут отремонтированы в Апатитах и Кировске в 2019 году?
  11. Почему невозможно дозвониться в медцентр «Белая роза»?

Самое интересное в регионах
Роскачество