Год театра – 2019-й - артисты трёх заполярных театров встречали без главных режиссёров.
В 2017 году после продолжительной болезни ушёл из жизни Султан Назирович Абдиев, который был главным режиссёром Мурманского областного драматического театра с 1997 года. Театр Северного флота покинул главный режиссёр, народный артист России Юзеф Васильевич Фекета. Вместе с супругой он переехал в Иркутск. А в театре кукол режиссёра не было с 2015 года – после ухода Тамары Александровны Волынкиной.
Два Васильева
В феврале Мурманский областной драматический театр и театр кукол обрадовали зрителей новостью: к нам приехали режиссёры. Совпадение или нет, но оба – Васильевы. В театр драмы – Станислав Васильев, а в кукольный – Пётр Васильев. Оба они уже знакомы мурманскому зрителю, но обо всём по порядку.
«Наверное, судьба. Но если я здесь оказался, значит, это кому-то нужно. Может, у меня есть миссия какая-то? – с улыбкой предположил Станислав Васильев. – О больших гонорарах говорить не приходится. Как вы знаете, здание драматического театра на ремонте и большая часть заработанных нами денег уходит на аренду помещений».
Станислав Анатольевич родом из Чебоксар, но последние несколько лет работал как приглашённый режиссёр в театрах России и стран СНГ.
«Если честно, я никогда не собирался становиться режиссёром, может быть, актёром – вообще не думал о творческой профессии, мечтал стать врачом. В старших классах играл в Народном театре. А когда окончил школу, как раз был набор в Чувашский государственный университет на факультет искусства и культуры. Подумал: а почему бы нет? Решил попробовать – и всё получилось! А второе моё образование – Российская академия театрального искусства в ГИТИСе. На данный момент работаю на этой стезе уже более 25 лет, – поделился с «АиФ на Мурмане» Станислав Васильев. – Моя первая постановка – дипломная работа в одном маленьком народном коллективе. Вторую работу я ставил уже в профессиональном театре. Это была инсценировка по ранним рассказам и романам Достоевского. Я назвал постановку «Чужие». Это рассказ о взаимоотношениях людей разных поколений. Молодые люди думают, что всё ещё впереди, а люди в возрасте каждый раз убеждают в обратном».
В прошлом году Станислав Васильев как приглашённый режиссёр ставил в Мурманске пьесу Тургенева «Месяц в деревне».
«Мы всегда жаждем чего-то большего, но жизнь сама вносит коррективы. Мне кажется, многим артистам в спектакле «Месяц в деревне» удалось докопаться до себя, открыть новые черты своего характера. Я видел, как они становятся другими, начинают работать иначе. Это отметили и коллеги. Те, у кого не было ранее ролей такого плана, смогли показать себя с совсем другой стороны», – считает режиссёр.
Публика голосует ногами
Петра Васильева тоже успели полюбить в Мурманске: он хорошо знаком северянам по спектаклям «Гадкий утёнок», «Чудо в перьях», «Умка» и «Муха-Цокотуха». Всего же он поставил около 80 спектаклей в России и за рубежом. Его работы смотрят зрители из Германии, Эстонии, Литвы, Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга, Петрозаводска, Тобольска, Ханты-Мансийска, Вологды, Калуги и др.
«Ещё какое-то время буду ездить со спектаклями по стране. Но всё-таки мысленно я уже целиком в Мурманском театре кукол. Наверно, почувствовал, что именно этот театр мне подходит, – признался Пётр Васильев. – Мы смогли за два года выпустить пять спектаклей. Всё время работы проходило в дружественной атмосфере. Значит, мы нашли друг друга. В мурманских артистах мне больше всего нравится то, что они пребывают в театре даже в нерабочее время. Потому что им это интересно! Ведь не постоянно проходят репетиции, но всегда там протекает какая-то жизнь. И непременно хочется быть её частью. А это очень редкое явление в современном театре. Однажды пришёл в то время, когда не было репетиций. Увидел артистов. Спросил: «А чего вы здесь?» Мне ответили: «А нам здесь хорошо. Мы так приучены». Это заслуга предыдущего руководителя Тамары Волынкиной. Она сумела создать такую творческую атмосферу в коллективе, которая за годы её отсутствия никуда не делась!»
Последние четыре года Васильев был главным режиссёром Театра кукол Республики Карелии в Петрозаводске.
«Я всегда сравниваю профессию режиссёра с профессией клоуна. Хороший клоун – это человек, который всё умеет! Он может быть дрессировщиком, ходить по канату, жонглировать. При этом всё делает настолько виртуозно, что никто не понимает, как это тяжело. А он умудряется делать это всё забавно и весело. Так же и режиссёр: он должен знать всё в театре! И профессию актёров, и профессию бутафоров-изготовителей театральной декорации, даже в чём-то профессию администратора. Если вспомнить, откуда пошёл театр? С площади, где оплатой зрителей были не аплодисменты, а деньги. Нужно всегда представлять, что перед тобой лежит шляпа. И то, сколько ты сможешь заработать, зависит от твоих стараний. Отблагодарит ли тебя зритель рублём? Не зря говорят, публика голосует ногами. Это значит, если в театре плохо, туда просто-напросто не пойдут», – уверен Пётр Владимирович.
Режиссёр должен убедить
На Год театра у новых режиссёров далеко идущие планы. Так, в драме уже на следующей неделе, 14 марта, стартует проект «Без грима». На встрече актёр Владимир Равданович расскажет о профессии артиста, своих воспоминаниях и моментах из жизни, а также ответит на вопросы зрителей. Будут представлены номера, связанные с профессией: небольшие эпизоды, монологи, песни и стихи.
«Это очень интересный момент общения с человеком. Ведь как актёров мы их знаем, они играют роли по написанному сценарию, а здесь узнаём их совсем с другой стороны, знакомимся с личностью, – рассказал главный режиссёр драматического театра Станислав Васильев. – Самое главное в артисте – его персона. Только когда появляется личность, мы можем говорить о персонаже. Ведь профессия актёра – всегда авторство. Автор – это не только тот, кто написал пьесу, и тот, кто её поставил. На сцене артисты иногда прячутся за маску персонажа, и их личность уходит. Актёры становятся всего лишь исполнителями, а хотелось бы, чтобы они были авторами – каждый для своей роли. Бывает, конечно, когда артист с чем-то принципиально не согласен. Задача режиссёра – убедить. Здесь важно понимать психологию актёра. Когда человеку дают определённую роль, внутри у него может возникнуть конфликт с самим собой. Тогда ему нужно сказать: «Поверь себе и попробуй». Персонаж появляется только тогда, когда актёр верит в свои силы. А постановка может появиться, только если она «звучит» в артистах».
Кроме того, сегодня в драме «восстанавливают» спектакль «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо.
«Премьера состоится 29-30 марта. Состав артистов будет обновлённый: кто-то ушёл из театра, а кто-то, к сожалению, из жизни. Параллельно мы ведём работу над постановкой Григория Горина «Поминальная молитва». В конце апреля пройдёт премьера спектакля по произведению Никиты Воронина «Страсти по Торчалову». До конца сезона мы также представим постановку «Сказки для ёжика», – поделился планами режиссёр.
К юбилею Пушкина
В театре кукол готовят постановку к 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина.
«Моей первой постановкой в Мурманске в качестве главного режиссёра будут «Маленькие трагедии» Пушкина. Во время выступления будет играть живая музыка. Актёрам предстоит овладеть средневековыми инструментами: флейтой, ребеком (старинная скрипка) и лаудом (напоминает современную гитару). Над музыкальным сопровождением спектакля трудится композитор Николай Морозов из Санкт-Петербурга. Художник постановки – лауреат «Золотой маски» Алевтина Торик. Будет представлено четыре трагедии в одно действие», – рассказал Пётр Васильев.
Кроме того, в этом сезоне кукольный театр приобретёт новый, лабораторный опыт.
«Для нас это эксперимент в направлении baby lab: лаборатория детского бессловесного, тактильного театра. В этой сфере будет работать специалист Анна Иванова-Брашинская. Совсем недавно Анна возглавляла кукольную академию в Финляндии. Может быть, ей понравится работать в Мурманске и она останется в нашем театре, – надеется режиссёр. – Ещё мы планируем выпустить семейный спектакль об истории происхождения первых ледоколов. Осенью в театре кукол пройдёт IX Международный фестиваль театров кукол стран Баренцева региона, в котором примет участие около 15 театров. Так что работы много, ведь театр – это живой организм!»