23 и 24 июня Мурманский драмтеатр завершает сезон анекдотом – «По Волге до Херсона». За абсурдным названием скрывается путешествие классиков русской литературы Толстого, Чехова и Горького, которые вместе со своими спутницами встретились на пароходе «Святая троица».
Найти людей в классиках
Пьеса «По Волге до Херсона» написана специально для худрука мурманской драмы Вадима Данцигера нижегородским драматургом Ниной Прибутковской. Она, кстати, специально приедет в Мурманск на премьеру спектакля. Это уже не первый совместный проект Прибутковской и Данцигера: ранее была поставлена пьеса о последних годах жизни Алексея Максимовича Горького – спектакль «Затмение солнца» – об очень непростых взаимоотношениях писателя с властью.
«Нина Юрьевна – блистательный диалогист в современном театре. Я ей предложил тему и она развила её в пьесу. Это эксклюзив, никто прежде это не ставил, поэтому не будут ни с кем сравнивать. Это здесь и сейчас. Впервые, – признался худрук Мурманского областного драмтеатра Вадим Данцигер. – Во-первых, эта пьеса о непростых взаимоотношениях авторов и театра, в первую очередь, с режиссёром. Во-вторых, это попытка посмотреть сквозь призму времени на образ театра и его место во времени. И в-третьих, это попытка заинтересовать молодёжного зрителя литературой».
Итак, перед нами пароход, на котором путешествуют три пары: Антон Чехов вместе с супругой московской актрисой Ольгой Книппер-Чеховой, чета Толстых – Лев Николаевич и Софья Андреевна, а также Алексей Максимович Горький вместе с любовницей – актрисой МХАТа Марией Андреевой.
Хотели очеловечить великих людей, которых мы воспринимаем уже как памятники.
«Мы изучали их взаимоотношения. Мы хотели подать известных людей в новом, неожиданном, скорее, традиционном виде. Хотели очеловечить великих людей, которых мы воспринимаем уже как памятники. Хотели найти в этих образах людей, а потом уже великих классиков, – рассказал Данцигер. – Для меня было открытие, что во взаимоотношениях Чехова и Ольги Леонардовны существовала такая игра: Антон Павлович всё время называл её разными именами, у него был невероятный список прозвищ. Это практически целое литературное произведение по объёму. Я не знал об этом, меня это поразило. Книппер-Чехова и Андреева – две конкурирующие актрисы и в нашей истории это только обостряет конфликтность сторон. Семейство Толстых – вообще отдельный клан, здесь тоже возникают конфликты, даже с неким снобизмом. Софья Толстая относится к остальным дамам как к актрискам, но постепенно их объединяет общая тема».
В бой за русскую литературу
Спектакль получился очень музыкальным: на сцене звучат романсы. Есть и свои талисманы – яркие огоньки – цыгане, которые, как им и полагается, появляются на пароходе из ниоткуда и также неожиданно растворяются в сценическом пространстве.
Писатели получили телеграммы от режиссёра Мейерхольда с приглашением на премьеру спектакля в Херсоне. Каждый из них уверен: поставлена именно его пьеса. Но, увы, режиссёр, решил соединить все три произведения в спектакль «Конец власти мещан в вишневом саду». Всех шестерых это приводит в бешенство.
«Этот, с позволения сказать, режиссёр, он берёт Чехова, – а Чехов стилист великолепный! – Горького, меня, – и всех нас троих в одну бочку! Так квас бродит, а не пьесы ставят», – негодует Толстой в великолепном исполнении заслуженного артиста России Александра Водопьянова.
Классики убеждены: Мейерхольд «напишет» фамилии Горький, Чехов и Толстой в одно слово и с маленькой буквы. Пора отправляться в бой за русскую литературу.
Огромное преступление перед нацией – лишение её чувства вкуса.
«В наше непростое время классическая литература – тот спасательный круг, который позволяет удерживать тебя на плаву вкуса. В спектакле звучит мысль: огромное преступление перед нацией – лишение её чувства вкуса», – рассказал Вадим Данцигер.
«Если мы с вами дадим возможность разным дилетантам и выскочкам вершить историю, завтра нас забудут!» – убеждён Толстой.
«Айда бить морду Мейерхольду!», – неожиданно предложил саркастичный Чехов.
Конечно, по Волге до Херсона добраться невозможно, но это абсурдное название показывает, насколько сложным и тернистым может быть авторский путь.