Примерное время чтения: 7 минут
1003

Проделки Эроса. Как раскрывается тема любви в мировой литературе

АиФ на Мурмане №16 21/04/2021
И до Кольского полуострова добралась весна.
И до Кольского полуострова добралась весна. pixabay.com

И вновь приходит весна, и глаза влюблённых сияют от счастья, но в литературе любовная тема чаще имеет трагический смысл – и для этого есть основание! Какое? Объяснила кандидат филологических наук Марина Наумлюк.

Эрос в древнейшем понимании – хтонический бог, который привёл Вселенную в движение, родившись из Хаоса. Космическая суть архетипа эроса, вне времени, вне границ, сохраняется в изображении любовной темы в любую литературную эпоху и придаёт ей трагический, возвышенный, иррациональный и роковой смысл. «Так поражает молния, так поражает финский  нож», – говорил Мастер о своей любви к Маргарите.

Мистическое явление

Философски именно этот аспект любовного чувства – «быть не от мира сего» – раскрыл Бердяев в работе «Смысл творчества» (1916 год). Он пишет, что «в любви есть роковое семя гибели в этом «мире», трагической гибели юности», и твёрдо стоит на том, что любовь – явление мистическое, не имеющее практического смысла в жизни.

В Средние века любовь объясняли действием колдовских чар, не подвластных воле человека. В «Романе о Тристане и Изольде» (ХII в.), основа которого древнее кельтское сказание, непреодолимое чувство связало героев, когда они по ошибке выпили волшебный напиток. Возлюбленные мучительно переживают безысходность ситуации, в которой Тристан, идеальный рыцарь, нарушает все обеты, данные королю, а Изольда, прекрасная дама, неверна своему мужу. Они договариваются умереть вместе.

Стихийная неуправляемая сила любви, переходящей в ненависть, разрушает мир бургундских королей и царство Этцеля в южногерманском эпосе «Песня о нибелунгах» (ХIII в.). Когда великого короля Зигфрида, любимого мужа Кримхильды, убивают по наущению её старшего брата, Кримхильда готовит отмщение. Она вновь выходит замуж, заманивает всех братьев с их воинами в гости, разжигает войну, убивая всю ненавистную семью. В конце повествования она идёт, «отрубленную голову влача за шёлк кудрей» (голову брата)… А ведь эта фурия в начале эпического сказания юная королевна, известная учтивостью и красотой.

«В рыцарских романах, в итальянской поэтической школе «нового сладостного стиля» тема любви получает возвышенный характер. Тем не менее мощная страсть, выходящая за пределы разума, трактовалась как разрушительная».

Эпоха Средних веков знает иные трактовки любовного чувства, в рыцарских романах, в итальянской поэтической школе «нового сладостного стиля» тема любви получает возвышенный характер. Тем не менее мощная страсть, выходящая за пределы разума, трактовалась как разрушительная. Отзвуки этого эроса мы находим в поведении бесстрашных и безрассудных героинь Стендаля и Достоевского.

Как будто бы в эпоху Возрождения с её гуманистическими идеалами, доверием к человеку мистическая тема языческого эроса отходит на второй план. В романе Боккаччо «Декамерон» (1351 год) тема любви – обыденная и раскрывается в десятках смешных рассказов, анекдотов, эротических историй. Однако холодок пробегает по коже, когда читаешь трагический и страшный сюжет о Гисмоне и Гвискардо или историю Гризельды, которая не позволила чудовищному гневу разрушить гармонию её внутреннего мира и любовь к мужу. Сила, способная противостоять зачумлённому миру и смерти, по замыслу автора, – любовь. Позднее эта трактовка повторится в романах Хемингуэя и Ремарка, где военная и любовная темы взаимосвязаны.

О героях-любовниках

Среди множества прекрасных персонажей есть два, чьи имена стали нарицательными: Дон Жуан и Ловелас, и в этих образах прочитывается влияние мистического эроса.

Как считают исследователи, искусство знает более ста вариантов образа Дон Жуана, однако знаменитым этот герой стал благодаря драме Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год). Это образ «отрицательного обаяния», он прекрасен и циничен одновременно. Дон Жуана «красота восхищает всюду... И едва лишь хорошенькое личико попросит отдать ему сердце, будь у него даже десять тысяч сердец, он готов отдать их все». Герой совершает безумства и подвиги ради возлюбленных, но алчущий эрос гонит его всё дальше к новым приключениям!

Дворянин Ловлас – герой романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу, или История молодой леди» (1747-1748 годы) – эгоист, он развращает девушек, не задумываясь об их судьбе. Молоденькую добродетельную Клариссу он преследует, чтобы одержать лёгкую победу и отомстить её семье. Кларисса в него влюблена: Ловлас бесстрашен, остроумен, хорош собой. В Лондоне Ловлас отводит девушку в дом свиданий, выдавая его за гостиницу, и надеется, что местные дамы научат Клариссу пить и быть сговорчивой. А у Клариссы есть понятие чести, и тогда Ловлас, опоив её вином, совершает над ней насилие. Позднее он осознаёт, что смертельно в неё влюбился. Он готов любой ценой исправить ситуацию, но Кларисса отказывается и вскоре умирает. У Ловласа нет сил, чтобы вынести бездну любви, которая на него обрушилась вместе с муками совести. Он ищет смерти... Дамы пушкинского времени этого героя обожали!

«В XIX веке основной тематикой литературы становится материальная практика современного общества. Описание страсти сменяется изображением психологии запутанных отношений».

В XIX веке основной тематикой литературы становится материальная практика современного общества. Любовная тема несамостоятельна и является частью повествования о деньгах, коммерции, социальной иерархии, о карьере и власти, борьбе за успех. Описание страсти сменяется изображением психологии запутанных отношений. Вспышка сильного чувства разбивается о деловые соображения в романах «Домби и сын» Диккенса, «Евгения Гранде» Бальзака, «Дамское счастье» Золя. Любовь становится мерилом души и нравственного сознания героя – и терпит поражение! Мадам Бовари из одноимённого романа Флобера, начитавшись любовных романов, грезит о высокой страсти с безумствами, подвигами, шпагами и кружевными манжетами, а получает пошлейшие интрижки с неоплаченными долгами, описанием имущества и злобным отказом при мольбе о помощи. Поиски счастья «не от мира сего» приводит героиню к смерти. Древний эрос не желателен в обществе практических установок. К концу XIX века божественный эрос едва ли не покидает романы, уступая место разговорам о сексуальной жизни, обсуждению взаимоотношений полов и бессознательного биологического влечения.

Ещё несколько лет – и «демоническая страсть» сменяется «удобным взаимопользованием».

Над идеализацией любви посмеивается Мопассан, которого читательницы считали знатоком женских сердец. По их просьбе он высказался на эту тему в новелле «Любовь» о любви двух уток. Одну из них убивает охотник, и автор сообщает, что «никогда ещё стон страдания так не надрывал ему душу!»

Ещё несколько лет – и «демоническая страсть» сменяется «удобным взаимопользованием» в романах-антиутопиях Замятина и Хаксли.

Любовь во время чумы

Век двадцатый вместе с переменами, войнами, революциями и катастрофами вернул к жизни мощную силу любовной темы в мировой литературе как силу, спасительную для общества и человека. Мы упоминали Ремарка и Хемингуэя, но в этом ряду Д. Г. Лоуренс, Ф. С. Фицджеральд, Булгаков, Платонов, Набоков, Т. Уильямс, Ю. О'Нил, Саган...Но есть две книги, которые стоят отдельно, – и это мой выбор.

Повесть «Бледный конь, бледный всадник» (1938) американки К. Э. Портер обращается ко времени Первой мировой войны и эпидемии испанки, она рассказывает о кратком миге любви, который перерастает в вечность. Миранда и Адам едва познакомились, как героиня заболевает испанкой. Адам ухаживает за ней, заболевает сам и умирает. А Миранда выжила, и теперь не будет в её жизни возлюбленного, которого можно сравнить с прекрасным и призрачным идеалом!

Маркес «Любовь во время чумы». Это роман трагикомический. Место действия – Карибские острова, где чума – постоянство жизни. По морю и рекам проплывают трупы, змеи, крокодилы и корабль с жёлтым флагом чумы – и нет у него пристанища! А на корабле – возлюбленные, которые воссоединились в возрасте далеко за семьдесят, подняли флаг – и нет закона и преграды их страсти. Это «пьяный корабль» Рембо, и ладья Харона, и лодка Тристана, влекущая его к Изольде, и летучий голландец – и всё это – безграничная мощь эроса, который приводит жизнь в движение.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах