Примерное время чтения: 7 минут
239

Дети в проекте. В школе будут прививать привычку к исследованию

АиФ на Мурмане №4 26/01/2022
Педагоги уверены: чем раньше у детей начнут формировать привычку к исследованию, тем лучше.
Педагоги уверены: чем раньше у детей начнут формировать привычку к исследованию, тем лучше. / Александр Фирсов / АиФ

Формирование образовательных стандартов – непрерывный процесс, который определяет, как и чем будет жить школа завтра. Одно из последних нововведений: проектно-исследовательская деятельность для всех учеников.

Что это такое и зачем она нужна – в материале «АиФ-Мурманск».

Любопытство изучать

Раньше стандарты проектной деятельности были актуальны в основном для средней и старшей школы, теперь же и в младших классах появились возможности для внедрения проекта в процесс обучения. Так, в 2022/2023 учебном году в начальной школе будут учить финансовой грамотности – дети узнают, что такое семейный бюджет и как труд связан с экономическим благосостоянием. Этот материал будет включён в программу предметов «окружающий мир» и «математика», а по принципам преподавания и содержанию новая программа позволит ребятам развить способность анализировать и синтезировать информацию, а также применять знания на практике.

«Проект помогает детям научиться ставить цели и задачи, подбирать способы их решения, выстраивать доказательную базу, презентовать себя, работать индивидуально и в команде».

«Иными словами, умение проводить исследовательскую деятельность теперь официально будет развиваться через учебные программы младшей школы, а не только в рамках внеурочной деятельности. Это довольно важное изменение, потому что учить детей составлять проекты нужно как можно раньше, – считает куратор учителей начальных классов Североморского лицея №1, тьютор международного сетевого исследовательского образовательного проекта «Глобальная школьная лаборатория», педагог с 30-летним стажем Ирина Мещерякова. – Я давно придерживаюсь мнения, что проектная деятельность должна быть обязательной. Проект помогает детям научиться ставить цели и задачи, подбирать способы их решения, выстраивать доказательную базу, презентовать себя, работать индивидуально и в команде. Это универсальный, хотя и непростой, метод развития критического мышления, учебно-исследовательской, творческой и коммуникативной деятельности».

Принципиальная важность внедрения проекта в школах заключается в том, что этот метод позволяет параллельно развивать целый спектр учебных и внеучебных навыков, приучает к самой структуре исследования и формирует познавательный взгляд на жизнь. Педагоги уверены: чем раньше у детей начнут формировать привычку к исследованию, тем лучше. Один из ресурсов, который используют школы, называется «ГлобалЛаб».

«На портале «ГлобалЛаб» есть множество проектов, развивающих несколько компетенций параллельно. Он помогает и учителю, и ребёнку, предлагая конструктор проектов и сопровождая его подготовку. Мы с ребятами, например, вели дневник наблюдения за синицами, создавали макеты украшения ёлки, изучали насекомых – всё это позволяет им приобрести знания и навыки, научиться анализировать и синтезировать информацию исходя из любопытства. Мои ученики – авторы проектов «Дети против войны», «Музыка вокруг нас», «Зимние забавы». Мы с классом приняли участие в проектах «Имя прилагательное», «Приметы весны: поёт большая синица», «Тайные иероглифы небес» и других», – рассказала учитель.

Стандарты третьего поколения

С 1 сентября 2022 года в школах начнут действовать стандарты третьего поколения, но сама проектная методика, по которой уже сегодня работают учебные заведения, ориентирована на самообразование. Сейчас формируется новая тенденция, она называется «проективность». И это, по словам педагогов, большое подспорье для самих детей: школьники учатся творчески мыслить, планировать, а также прогнозировать варианты решения задач.

«В трактовке федеральных государственных стандартов есть понятие «универсальные учебные действия». Оно подразумевает умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Во время участия в проектно-исследовательской деятельности происходит формирование способности ученика к самостоятельной работе. Весь процесс ориентирован на учащегося», – рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель биологии высшей категории общеобразовательной школы № 20 им. М. Ю. Козлова в Никеле Ольга Иванова.

По её словам, проектная деятельность в их школе была ещё до внедрения обязательных стандартов. В академической практике она применялась в основном к точным наукам, где подразумевался лабораторный практикум.

«Сейчас в эту работу включились учителя всех предметов, – рассказала Ольга Яковлевна. – В нашей школе проектная деятельность начинается с первого класса. Мы обязательно принимаем участие в соревнованиях молодых учёных-исследователей «Будущее Севера». Хорошим преимуществом для нас стало соседство с заповедником «Пасвик», поскольку мы имеем возможность подключаться и к его работе тоже».

Интересно, что в школе проектная деятельность часто используется и за рамками стандартных уроков. Около трёх лет назад в Никеле появился проект «Большой классный час», где ребята вместе с учителями говорят в том числе и о важных исторических событиях, например о блокаде Ленинграда.

Проекция на будущее

Инициативы школьников в небольших населённых пунктах нередко получают прикладное значение и даже могут повлиять на решения, которые принимают местные власти, считает учитель химии и биологии Междуреченской средней общеобразовательной школы, заслуженный учитель РФ Елена Тебиева.

«Ребята выясняли, как выглядят кристаллы в Кольском заливе, и определяли, можно ли по ним установить загрязнение воды».

По её словам, комплексное исследование какой-либо темы помогает школьникам осознать значение теоретических знаний. Иными словами, с самого раннего возраста дети понимают, что и для чего они изучают.

«С 1995 года в нашей школе действует экологическое общество «Маленький принц». Можно сказать, с тех пор мы и ведём проектную деятельность, – рассказала Елена Александровна. – Так, например, много лет мы наблюдаем за состоянием реки Лавны. В целом мы активно работаем над инициативами, которые касаются проблем экологии. Например, выясняли, как выглядят кристаллы в Кольском заливе, и определяли, можно ли по ним установить загрязнение воды. Сейчас наши ученики реализуют проект об изменении климата в Арктике и его последствиях».

В практике междуреченской школы был случай, когда проект помог ученице определить свой профессиональный путь. Ребята изучали, как содержание железа в воде влияет на заболеваемость населения. Одна из бывших учениц, которая занималась этой темой, впоследствии окончила мединститут и сейчас работает заведующей амбулаторией в Молочном.

В любой образовательной деятельности должен быть проект, уверена учитель английского языка в лицее № 1 Североморска Влада Алексеева.

«Ребята могут объединиться, реализовать творческий потенциал, чтобы совместно прийти к новым открытиям. Интегрируя полученные знания, они могут поставить себе цель, создать программу и придумать практически любой проект. Конечно же, подобная работа нуждается в анализе, для этого проекту и нужен куратор», – рассказала Влада Равильевна.

«Объединившись через добровольческие отряды, дети могут реализовать самые смелые исследовательские идеи».

По мнению педагога, с детьми особенно важно работать над проектами, носящими прикладное значение для местности, в которой они живут. Так, лицей сотрудничает с североморским отделением благотворительной организации «Радуга» и с поисковым отрядом «Север», а на базе самого образовательного учреждения создан волонтёрский отряд «Мята». К слову, объединившись через добровольческие отряды, дети могут реализовать самые смелые исследовательские идеи.

«В ноябре-декабре в нашем лицее проходило большое мероприятие – экосоревнование «Клевер», во время которого мы собирали макулатуру. Оно объединило всю школу, объяснив ребятам, что заниматься экологией можно сообща. В рамках этого проекта в каждом классе дети самостоятельно проводили экоуроки, сами готовили инфографики, продумывали учебный материал», – рассказала учитель.

Школьникам удалось вывести локальные проекты на городской уровень. Благодаря помощи партнёров из сектора молодёжной политики и спорта местной администрации в новом молодёжном пространстве «СОПКИ» ребята получили возможность бесплатно обучиться английскому языку. Примечательно, что такие уроки ведут сами дети.

«Дети самостоятельно прописывают цели, программу, определяют план действий, разрабатывают концепцию уроков. В таком формате у нас работает киноклуб, объединяющий любителей фильмов. Ученики 7–11-х классов могут прийти туда и обсудить предложенные кинофильмы на английском языке, – рассказала Влада Равильевна. – Это очень нужное и полезное дело, которое поможет ребятам поднять уровень знаний».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах