На фоне бурно развивающихся IT-технологий и растущего спроса на специалистов в этой сфере кажется, что ЕГЭ по информатике будет одним из самых востребованных экзаменов. Тем не менее, в прошлом году в целом по стране его выбрали только 12 % школьников. Для сравнения, физику и биологию выбирают около 20 % учеников, а обществознание около половины.
В чем проблема с информатикой и можно ли её решить, выяснили у экспертов.
Поверхностное обучение
Информатика в школе до сих пор остаётся на пользовательском уровне: ребят учат делать базовые презентации, редактировать изображения, работать с таблицами. А другим важным составляющим информатики – охране личных данных, работе с облачными хранилищами и продвинутому программированию – уделяют мало внимания.
При этом дети приходят в школу уже достаточно продвинутыми в технологиях: многие в детском саду учатся управляться с гаджетами и разной другой техникой, которая есть дома у родителей. По логике школа должна дальше развивать эти навыки и углублять их, но часто обучение остаётся поверхностным.
Приходя в первый класс, дети уже понимают, как работать с гаджетами. У них есть базовые цифровые навыки, и объяснение того, что они уже знают, убивает в них интерес к предмету.
«Приходя в первый класс, дети уже понимают, как работать с гаджетами. У них есть базовые цифровые навыки, и объяснение того, что они уже знают, убивает в них интерес к предмету. Информатика в школе воспринимается детьми как полностью пользовательский набор навыков: включить компьютер, открыть текстовый редактор, распечатать документ. Отношение к этой школьной дисциплине должно меняться», – уверен руководитель службы разработки Яндекс.Учебника Влад Степанов.
Не до конца актуальное наполнение курса влияет на то, что у многих школьников просто нет возможности осознать, заинтересованы ли они в предмете. Дети не понимают, что хотели бы стать разработчиками или веб-дизайнерами, потому что в школе на уроках информатики у них не сложилось понимание особенностей этих профессий. А значит, и ЕГЭ они сдавать точно не будут.
Тем не менее, всё больше вузов начинают принимать ЕГЭ по информатике в качестве вступительного экзамена на IT-факультеты. Кроме того, растёт спрос на профильных специалистов: появляются стартапы в этой сфере, а многим компаниям нужны разработчики и технические специалисты.
«Сейчас очень высокий спрос на специалистов в сфере IT, и он совсем не удовлетворён. Я видел прогнозы государства по этой теме. К 2024 году количество бюджетных мест по таким направлениям в вузах составит 120 тыс. человек (сейчас — около 60 тыс., – Прим. ред.)», – привёл цифры директор Центра развития IT-образования МФТИ Алексей Малеев.
Час в неделю
Другая проблема заключается в том, что на изучение информатики традиционно выделяют не больше часа в неделю. Исключение – профильные классы, но их по стране не очень много. Изучить язык программирования и научиться пользоваться другими базовыми программами за один час в неделю практически невозможно. Всё это есть во ФГОСах, но учителю просто не хватает времени, чтобы дать всю необходимую информацию. Из-за этого и ЕГЭ часто ученикам кажется просто непосильным, ведь на подготовку нужно гораздо больше времени, чем один час в неделю, а начинать формировать навыки по предмету желательно за несколько лет до финального экзамена.
Сдать ЕГЭ по занятиям в школе без привлечения дополнительных сил практически невозможно. Поэтому ученики, которые всё же решаются сдавать экзамен, занимаются дополнительно с репетиторами, на курсах или самостоятельно ищут лекции в интернете.
После одного часа в неделю по тому или иному предмету через неделю ученики помнят только 20 % информации.
Один из основных авторов школьных учебников по информатике Людмила Босова считает, что одного часа в неделю на прохождение курса информатики слишком мало. Кроме того, по её мнению, информатику в школах можно вводить уже с 5 класса – дети готовы воспринимать урок.
«Два урока в неделю – это просто разумный курс, даже не углублённый. Два урока в неделю в течение года гораздо эффективнее, чем три года по одному. После одного часа в неделю по тому или иному предмету через неделю ученики помнят только 20 % информации. Это общеизвестный факт», – считает Босова.
Устаревшее оборудование
С уроками информатики в школе есть и ещё одна проблема. Проректор Института развития образования Мурманской области Павел Краснов говорит, что в общеобразовательных школах часто не хватает современного оборудования.
«Школы не успевают модернизировать оборудование в соответствии с темпами обновления. Нет технических специалистов в сфере информационных технологий и сетей. Ученики теряют мотивацию к изучению предмета, когда видят устаревшее программное обеспечение, значительные ограничения сетевых возможностей, отсутствие современных гаджетов», – пояснил Краснов.
Получается, что сегодняшняя информатика в школах предлагает ученикам пользовательский набор навыков, оставляя в стороне ключевые знания. Частое отсутствие современного оборудования в школах, ограниченная программа и недостаток времени на изучение предмета приводит к тому, что заинтересованность учеников в предмете все ещё минимальная. ЕГЭ сдают те, кто сумел распознать свой интерес к информатике, и кто занимается дополнительно.
Чаще всего информатику выбирают и сдают школьники, которым необходима оценка ЕГЭ при поступлении в вуз, те, кто планирует связать свою жизнь с программированием, администрированием, компьютерной безопасностью или big data.
В Мурманске ОГЭ по информатике сдают около 2 тыс. школьников в год, а ЕГЭ – около 500. Тем не менее, эта цифра совсем не самая высокая по стране и однозначно могла бы быть выше.
«Количество учеников, которые выбирают ЕГЭ по информатике, в Мурманской области достаточно велико для нашего региона. Но нельзя рассматривать процент выпускников, сдающих информатику, как показатель интереса к предмету. Чаще всего информатику выбирают и сдают школьники, которым необходима оценка ЕГЭ при поступлении в вуз, те, кто планирует связать свою жизнь с программированием, администрированием, компьютерной безопасностью или big data», – прокомментировала начальник отдела общего образования министерства образования и науки Мурманской области Светлана Ахметшина.
Нужны изменения
Для того, чтобы больше школьников заинтересовались информатикой, а процент тех, кто выбирает этот предмет на ЕГЭ, увеличился, школьный курс должен стать более прикладным. Ученики должны понимать, какие знания они смогут применить в жизни и как. Специалисты считают, что в школьную программу как минимум необходимо включать углублённое программирование.
«Я работаю в Высшей школе экономики, и сейчас всех студентов обязали учить язык программирования Python. Всех в прямом смысле – даже востоковедов и рекламщиков. Пройдёт много лет, пока это станет нормой, но я уверен, что это нужно», – считает директор факультета компьютерных наук и Центра студенческих олимпиад ВШЭ Михаил Густокашин.
Академический руководитель школьных программ по информатике и программированию Яндекса и учитель информатики Александр Паволоцкий также считает, что навык программирования универсален и необходим сегодня почти каждому.
«Базовый навык абсолютно универсален. Даже взять журналиста: если ему нужна информация, то он можешь искать её вручную. А может написать код, и каждое утро он будет искать по всему интернету нужную информацию. Этому можно научиться, для этого достаточно школьных знаний. То же самое касается лингвистов, химиков и представителей других профессий», – пояснил он.
Помимо необходимости добавить в школьный курс информатики второй час в неделю, важно уделить внимание обновлению учебных материалов. Информатику преподают по бумажным учебникам, издательский цикл которых может составлять не один год. В итоге школьники обучаются по устаревшим книгам и получают неактуальную информацию.
Помочь государству решить эту проблему пытается Яндекс.Учебник, сотрудники которого создали курс по информатике для 7 класса. Компания в свою очередь работает над усовершенствованием контента, обновляет его по мере появления новых тенденций и учитывает отзывы пользователей. Курс покрывает школьную программу и рассчитан на два урока в неделю.
«На курсе мы стараемся обучать максимально актуальным вещам. Например, учим работать с языком программирования Python. Сегодня это язык индустриальный, основной для дата-инженеров, на нём, например, написана большая часть нашего сервиса. Иными словами, это язык, с которым дальше ученикам, связывающим жизнь со сферой IT, нужно будет работать», – рассказывает Влад Степанов.
Курс состоит из теоретических материалов, конспектов и практических заданий с автопроверкой и одобрен экспертами ВШЭ и МФТИ. Все материалы соответствуют ФГОС и регулярно обновляются.