107

От общего к частному. Чем коммерческие школы отличаются от государственных?

АиФ на Мурмане №43 27/10/2021
Родители часто отдают детей в частные школы из-за маленьких классов.
Родители часто отдают детей в частные школы из-за маленьких классов. Из личного архива

Тема частного образования в Мурманской области пока только набирает обороты. Не все родители могут позволить себе отправить ребёнка в платную школу, однако те, кто решился на такой шаг, как правило, не жалеют.

Чем частные школы отличаются от государственных, кто такой тьютор и какой он, современный родитель? Об этом и не только корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказала директор мурманской семейной школы Наталья Ломакина.

Альтернатива есть

Алёна Гаврилова, «АиФ-Мурманск»: – Наталья, расскажите, почему вы решили открыть частную школу?

Наталья Ломакина: – У меня многодетная семья: старшему ребёнку исполнилось 18 лет, среднему – 13, а младшему – восемь. Так сложились обстоятельства, что в 2019 году нам пришлось переехать в Мурманск. Тогда я столкнулась с необходимостью устроить детей в школу и детский сад. Выяснилось, что в ближайших к нашему дому образовательных учреждениях мест нет, а те, куда могли взять детей, были расположены уж очень далеко. Я поняла, что этот вопрос нужно решать! Моя подруга и коллега-предприниматель, теперь уже партнёр, тоже многодетная мама Евгения Овчаренко. Наше желание дать своим детям достойное образование больше года назад выросло в проект создания семейной школы и детского сада.

Досье
Наталья Ломакина. Родилась 8 июля 1979 года в Рязани. Окончила Академию права и управления Минюста России по специальности «психология». Впоследствии получила второй диплом по направлению «государственное и муниципальное управление». С 2015 года начала заниматься бизнесом, получила степень МВА. С 2002 года живёт в Мурманской области. Пенсионер МВД.

На ваш взгляд, в чём причина растущей популярности платного образования?

– Меняемся мы, меняется и наше общество. Во времена, когда воспитывали моё поколение, особого выбора не было. Наши дети находятся в другой ситуации, у них есть альтернатива. Многие родители сегодня рассуждают с позиции комфорта для детей. Они хотят, чтобы ребята обучались в малых группах, посещали индивидуальные занятия, чтобы детям было интересно. На мой взгляд, это главная причина, почему северяне начинают поддерживать тему частного образования.

«Недавно заполняемость классов была на уровне 20 учеников плюс-минус пять человек, сегодня коллективы свыше 30 учеников считаются нормой».

Как вы считаете, частная школа – конкурент государственной?

– Я ни в коем случае не хочу рассматривать государственные школы с позиции конкурентов. Есть потрясающие учебные заведения, говорю вам совершено точно! Это касается и условий, и качества знаний. Другой вопрос в их загруженности. Если ещё сравнительно недавно заполняемость классов была на уровне 20 учеников плюс-минус пять человек, сегодня коллективы свыше 30 учеников считаются нормой. Педагогу крайне тяжело работать перед столь большой аудиторией, а давать качественные знания – тем более. И ребятам некомфортно: всё-таки дети есть дети, если их в классе много, бывает очень шумно. Частное образование в этом случае выступает, скорее, как альтернатива.

Трудности перехода

Каждая школа в работе должна опираться на федеральные государственные образовательные стандарты. В частном образовании они соблюдаются?

– Я считаю, любое предприятие, неважно в какой сфере, должно работать по стандартам. Если профильное министерство разработало подобные требования, значит, это необходимо. Сегодня существует несколько программ, по которым можно обучать детей, рекомендованных и апробированных – их каждая школа выбирает для себя самостоятельно. Мы проводим занятия по программе «Перспектива», на основе которой работают самые сильные школы Мурманска.

Если родители решат перевести ребёнка из частной школы в государственную, как быстро он сможет включиться в процесс? Не отразится ли это на его успеваемости?

– Что касается уровня знаний ребёнка, здесь сложностей быть не может. Однако при адаптации в новом коллективе не исключены нюансы. Другая школа – другие педагоги и ученики. Как быстро ребёнок сможет освоиться – вопрос сугубо индивидуальный. Зачастую это зависит от самого ученика, его характера и коммуникативных способностей.

На мой взгляд, школа всегда трансформируется, а изменились ли родители?

– Современному родителю важно качество знаний, которые получает ребёнок. Одними из самых частых факторов при принятии решения в пользу ухода из общеобразовательной школы становятся экономия времени и эффективность его использования. Нередко после полноценного учебного дня дети вынуждены идти к репетиторам. Они учатся бесконечно, с утра до вечера. Многие бросают любимые секции и кружки только потому, что нужно справляться с академическими объёмами. Частная школа минимизирует дополнительную нагрузку, а чаще и вовсе снимает её с ребёнка. Это происходит из-за того, что знания даются в малых группах. В подобных условиях у педагогов появляется больше возможностей для работы.

Конечно же, родителям важна и среда, в которой находится их ребёнок. Зачастую в общеобразовательной школе контингент учеников очень разный. Совершенно очевидно, что мамы и папы не готовы к тому, что их ребёнок рискует стать жертвой буллинга. Государственные школы не всегда могут это контролировать.

Больше чем учитель

Современный тренд в образовании – развитие прикладных дисциплин. Должна ли практика преобладать над теорией?

– Безусловно. Очень показательно, что учителя в частном секторе образования ищут для себя возможности развития в этом направлении. Дисциплину «Окружающий мир» в третьем классе нашей школы преподаёт замечательный педагог. Разбирая с ребятами тему океанов, он показал им карты в 4D-измерении. Они пронеслись над Каспийским морем, проговорили, почему это не море, а озеро, посмотрели границы водоёма и увидели видео с дронов. Когда предмет преподают более наглядно, а особенно когда педагог увлечён своим предметом, это даёт совершенно потрясающие результаты!

С коллегами мы убеждены: необходимо продолжать искать новые методики преподавания, которые позволят ученикам получить прикладные знания и навыки.

Тему частных школ ассоциируют с понятием «тьюторство». Расскажите, что это такое и какие перспективы у этого направления в Мурманской области?

– Тьютор – это педагог-наставник, больше чем учитель, тот кто поддерживает и сопровождает ученика на протяжении всего образовательного процесса. У него непременно должна быть хорошо развита эмпатия и способность непрерывно искать новые подходы к детям. Задачи классического учителя часто ограничиваются объяснением темы – тьютор, помимо возложенной на него теоретической части, должен мягко направить ребёнка именно в социальном аспекте.

У нас в школе трудятся два педагога, которые имеют квалификацию тьютора. В целом в регионе таких специалистов немного, а это направление, как показывает практика, крайне необходимо. В 2021 году к нам в школу пришли две девочки – в первый и во второй класс, ранее они обучались в коррекционной школе. Девчонки со сложной судьбой, воспитываются в прекрасной приёмной семье. На их примере мы видим потрясающие результаты: дети могут учиться в коллективе, достигать успехов и комфортно социализироваться. Да, есть сложности, мы только начали обучение, но возможности индивидуального подхода тьюторства дают свои плоды.

«В Удмуртии и некоторых других регионах страны родителям детей, которые находятся на семейном образовании, положена компенсация».

Сколько стоит частное образования в регионе?

– Стоимость обучения в начальной школе – 21,9 тыс. рублей в месяц, для тех, кто начинал с нами год назад, цена другая – 19,9 тыс. рублей в месяц. Отмечу, что это минимальная цена, которая складывается из размеров зарплаты педагогов: наша организация обеспечивает себя сама. Мне известно, что в Удмуртии и некоторых других регионах страны родителям детей, которые находятся на семейном образовании, положена компенсация. Суммы, полученные от государства, могли бы стать хорошим подспорьем и для родителей в Заполярье.

Что нужно сделать для того, чтобы частное образование в Мурманской области развивалось?

– Нам нужна внятная нормативно-правовая база. В законе значится понятие «семейное образование», этим всё и ограничивается. А дальше остаётся масса вопросов, которые не прописаны нигде. Например, механизм получения лицензии для таких школ, как наша.

Дело в том, что довольно долго мы пытаемся получить своё помещение. Главное условие для этого – наличие лицензии. Но вот в чём парадокс: её без собственного помещения не дают! Получается замкнутый круг. Этот вопрос мы пытаемся решить уже больше года, нам многие стараются оказать содействие, в том числе руководство региона, но, к сожалению, пока безуспешно. Если бы была чёткая законодательная база, этой проблемы не возникло бы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах