В Мурманской области в рекордные сроки построили железнодорожный мост через реку Колу на месте рухнувшего в июне.
Природа виновата?
Четыре месяца назад на перегоне Кола – Выходной обрушился железнодорожный мост, устоявший в войну, но не переживший паводок-2020. Кола вышла из берегов и подтопила насыпь опоры. Ветка, соединяющая Мурманск с Большой землёй, была прервана.
Пассажиров поездов привозили автобусами на станцию Выходной и в областной центр. На мосту начались ремонтные работы: демонтировали пролёты, грунт засыпали камнем. Мост планировали отремонтировать за три недели, однако спустя несколько часов он рухнул.
Это был очень критический момент в жизни области, так как дорога обеспечивала не только жизнедеятельность города, но и стабильную работу наших крупнейших предприятий и комбинатов.
«Это был очень критический момент в жизни области, так как дорога обеспечивала не только жизнедеятельность города, но и стабильную работу наших крупнейших предприятий и комбинатов. В результате слаженной работы мы смогли быстро восстановить железнодорожное сообщение. За 18 дней был организован альтернативный маршрут движения поездов в Мурманск», – напомнил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Первый грузовой поезд прошёл по обходному участку пути 19 июня, позже по нему осуществляли движение нескольких пассажирских составов, отправляясь с мурманского вокзала. Часть пассажиров уезжали со станции Выходной, на которой быстро возвели «палатку ожидания» и обустроили перрон.
Следователи завели уголовное дело по факту обрушения железнодорожного моста. Причины вызывали немало споров, ведь от них зависело, кто «виновная сторона». Железнодорожники уверены: мост обрушился из-за паводка.
Был мост, построенный более 100 лет назад, природа изменилась, изменилось воздействие, и с нашим важнейшим транспортным узлом на небольшое время было прервано сообщение.
«1 июня природа нам преподнесла очередной сюрприз, к несчастью, техногенные вопросы возникают постоянно. Был мост, построенный более 100 лет назад, природа изменилась, изменилось воздействие, и с нашим важнейшим транспортным узлом на небольшое время было прервано сообщение, – сказал генеральный директор РЖД Олег Белозёров. – Мост строился более 100 лет назад, мы подняли всю историю, всё, что было в архивах, обслуживание проходило вовремя. Там были необычные опоры, под наклоном – это правильно, но меняется река, многие элементы тоже меняются. Сейчас мы вырабатываем новый алгоритм подхода к диагностике сооружений: на что обратить внимание, какие исследования нужны. Меняется природа, это необходимо учитывать».
И рыбам, и людям
28 сентября началось движение по новому железнодорожному мосту. В отличие от старого, он не имеет опор, установленных непосредственно в русле реки, все они – береговые. Благодаря этому исключается фактор воздействия паводковых вод.
«Железнодорожный мост построен за 105 дней — это уникальный результат и показатель высочайших компетенций строителей. Это достижение точно войдёт в историю, нам есть чем гордиться. Мост уникален с инженерной точки зрения – здесь нет промежуточных опор в русле реки, что в свою очередь положительно влияет и на экологию, не создавая препятствий миграции рыб», – добавил Белозёров.
Полная длина моста составляет 158 м.
Конструкция моста состоит из трёх пролётных строений: одного центрального длиной 111 м и двух малых длиной по 18 м. Полная длина моста составляет 158 м.
«Строители совершили подвиг. В ограниченный период, по рабочим чертежам, в сжатые сроки было создано это уникальное строение», – считает заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев.
Строителям моста вручили награды.
«Я приехал из Пензенской области, мы работали по сменам, строительство шло круглые сутки. Не знаю, как здесь работается зимой, но летом в целом привычно, только было много дождей», – поделился слесарь, который занимался ремонтом и обслуживанием техники и гидравлическим оборудованием, Евгений Сосков.
Первым по новому железнодорожному мосту прошёл грузовой поезд под управлением машиниста, который в мае остановил состав, когда увидел нарушения, тем самым предотвратив крупную аварию. Теперь на мосту будет установлена инновационная система мониторинга, в режиме реального времени предупреждающая о возникновении возможных неисправностей в конструкции и принудительно останавливающая движение в случае угрозы. Это первая такая система в России, которая будет установлена на железнодорожных мостах.
«Сейчас пока по мосту двигаются грузовые поезда, все элементы будут ещё раз опробованы. А 12 октября мы планируем запустить пассажирское движение. Необычное, уверен, что северянам понравится: мы хотим запустить двухэтажные поезда, чтобы они были регулярными», – заявил главный железнодорожник.
Наверняка северянам понравится, что грузовые поезда больше не будут нарушать спокойствие жителей Мурмашей и Колы.
В Мурманской области 2 октября официально снят режим чрезвычайной ситуации регионального характера, введённый в связи с обрушением железнодорожного моста.