В России благодаря федеральному проекту «Внутренние водные пути» к 2025 году планируют существенно увеличить количество грузов, перевозимых по речным путям страны. Но главная задача проекта – остановить деградацию судоходных рек, сообщает «Парламентская газета».
«Со стороны обывателя проблема деградации рек не так заметна, – объясняет эксперт-эколог, координатор спецпроектов Национального экологического корпуса Юрий Коробов. – Например, путешествуя по Волге, можно смотреть на неё и любоваться. Это действительно могучая река. Но при этом, в её бассейне насчитывается около 2 400 затонувших и брошенных плавсредств, в том числе грузовые и нефтеналивные суда. Некоторые из них перевозили топливо и ядохимикаты, и пока не решено, что делать с такими останками. Вопреки распространенному мнению, река не может очистить себя сама, если речь не идёт об единичном загрязнении. Ситуация очень тревожная».
Когда речь идет об экологии, вырвать из контекста один элемент сложно. Экосистема – это совокупность составляющих, в ней учитывается и качество воды, и изменения в составе флоры и фауны. Например, если раньше Волга была промысловой рекой, сейчас речь идет уже о сохранении видов – плотины перегородили пути нерестовой миграции.
«На экологию наших рек может повлиять и сознательное отношение к этому вопросу каждого из нас, – убежден Юрий Коробов, – Человек может ловить рыбу копеечной жаберной сетью, а потом, чтобы не возиться, бросить ее в реке. Может использовать эхолот, раскопать прибрежный дерн, помыть в реке автомобиль, слить на берег моторное масло, бросить после себя на месте пикника полиэтиленовые пакеты, одноразовую посуду. А может всего этого не делать. И это в руках каждого».
Кстати, сегодня далеко не каждый житель нашей страны сможет сходу назвать 20 российских рек. А ведь их более 2,5 млн, из которых 214 – это большие реки длиной свыше 500 км.