Евросоюз принял курс на «чистую» экономику. «Зелёная сделка» предполагает достижение нулевого выброса парниковых газов и загрязнения окружающей среды за счёт перехода от использования углеводородов к возобновляемым источникам энергии.
Один из элементов «зелёной сделки» – введение так называемого углеродного налога для импортируемой в ЕС продукции с большим «углеродным следом».
У бизнес-сообщества России и других стран, которые не входят в ЕС, возникает обеспокоенность по поводу возможного введения углеродного регулирования. Неясно, какая методика будет использоваться для определения размера «углеродного следа» в продукции и какими будут параметры углеродного налога. По прогнозам всё это негативно отразится на деятельности компаний, которые экспортируют свою продукцию в Европу.
«Финансовые потери от введения трансграничного углеродного регулирования могут составить от 2 до 4 млрд евро в год, - привёл данные исследований первый заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию, генеральный директор компании «ЕвроХим» Игорь Нечаев. - Западные производители и не скрывают, что меры по борьбе с изменением климата они будут использовать для повышения конкурентоспособности. Поэтому только объединённые усилия промышленности и власти могут защитить не только интересы наших компаний, но и национальные интересы в целом».
Глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров привёл данные опросов, которые свидетельствуют о том, что 52 % наших соотечественников считают, что это – серьёзная проблема, а 42 % – что раздутая. При этом три четверти россиян не готовы платить больше за энергосберегающие товары, услуги и технологии. А вот высаживать деревья для снижения парникового эффекта готовы подавляющее большинство участников опроса: 94 % из них сказали, что если бы в их городе объявили такую акцию, то они к ней обязательно бы присоединились.
«Вот что воспринимается «на ура», а не углеродный налог, который 68 % опрошенных воспринимают как попытку Евросоюза заставить других платить больше», - сказал Валерий Фёдоров.
Чтобы остановить глобальное потепление достаточно, чтобы каждый из нас посадил шесть деревьев в год. А если учесть, что в этом процессе активно участвует и крупный бизнес, то создание «зелёного щита» не кажется невыполнимой задачей.
Так, Ковдорский ГОК, предприятие ЕвроХима в Мурманской области, регулярно проводит экологические акции. Среди них посадка сотен саженцев сосны, уборка несанкционированных свалок в черте города и на берегу озера Ковдор. На протяжении последних трёх лет комбинат выпускает молодь лосося в реку Умбу. Крупными экологическими акциями стали: утилизация более 6 тыс. 200-литровых бочек из-под горючесмазочных материалов для возвращения арктическим землям чистоты и помощь городу в вывозе 50 тыс. ламп на демеркуризацию.