Примерное время чтения: 9 минут
245

Другим наука. Заменит ли компьютер увлечения детей?

АиФ на Мурмане №42 16/10/2019
Александра Михова / АиФ на Мурмане

В середине сентября В­ЦИОМ опубликовал результаты опроса, как россияне оценивают вероятность достижения успеха в различных профессиональных сферах.

Наиболее доступными для молодёжи стали спорт и творчество. Сложнее строить карьеру в бизнесе, на госслужбе и в политике. В центре рейтинга оказалась наука. В то же время, по данным ФОМ, наука стоит лишь на пятом месте в рейтинге интересов молодых людей.

Неужели в будущем у нас есть риск остаться без учёных? Ответ на этот вопрос вместе с «АиФ на Мурмане» искал координатор «Общества скептиков» в Мурманске Евгений КУЗНЕЦОВ.

Лекции в кабаках

Наталья Смелова, «АиФ на Мурмане»: – Евгений, что это за общество – «скептиков»? И как вы туда попали?

Евгений Кузнецов: – Я с детства увлекался научной популяризацией (научпоп), настольными книгами у меня были «Занимательная физика» и «Занимательная математика» Перельмана. Яков Исидорович писал на таком уровне, что и сегодня немногие на это способны. Со временем я узнал, что в Москве есть «Общество скептиков», познакомился с участниками в интернете и вскоре понял, что общения в Сети мне не хватает: хочется окружить себя умными людьми, желательно умнее, чем я. И мне это удалось: у нас сложился костяк участников с разными направлениями жизни, профессиями. Года два назад я стал проводить встречи в Мурманске.

Досье
Евгений КУЗНЕЦОВ. Родился в 1980 году в Мурманске. Женат, есть 11-летний сын. Учился в Мурманском государственном техническом университете. Региональный координатор «Общества скептиков».

– И много у вас единомышленников? Пользуется ли наука популярностью?

– На «скептиков» в социальных сетях подписано более 26 тыс. человек, научно-популярные видео набирают тысячи просмотров. А ведь у нас ещё не самый раскрученный научно-популярный проект. Это говорит о том, что тяга к науке у молодёжи есть.

В объединении «Общество скептиков» мы устраиваем конференции в Москве, в Санкт-Петербурге, других городах и приглашаем интересных лекторов. У нас на встречах забиты залы – по 400-500 человек. Мероприятия в основном проходят в трёх форматах: классические лекции, свободное общение на заранее заданную тему или дебаты. Участники создают и массу других проектов. Например, ребята из Санкт-Петербурга – подкаст «КритМышь» (критическое мышление): это как радиопередача, только в интернете. Или новый проект «Летняя школа»: в деревню съезжаются люди с палатками, и лекторы рассказывают что-то интересное, проводят мастер-классы.

– В Мурманске тоже много увлечённых наукой?

– Нет, к сожалению, в Мурманске мало. В первую очередь потому, что город небольшой. Здесь у людей ещё нет привычки проводить вечер в компании незнакомцев. В крупных городах даже у поколений постарше есть схема: «Вечер пятницы, можно пойти на научно-популярную лекцию про чёрные дыры, а можно в кабак». И многие выбирают первое, тем более что такие лекции нередко проводят в кабаках! Исправлять ситуацию пытается Информационный центр по атомной энергии, но у них определённый формат и рамки. В Мурманске ещё непаханое поле, есть к чему стремиться!

– С какими сложностями сталкиваются «скептики» за полярным кругом?

– Есть трудности с помещением: в Научной библиотеке идёт ремонт, а мы обычно там встречались. Мне посоветовали обратиться в городскую библиотеку, и если нам помогут, то раз-два в месяц там будут проходить встречи, я смогу придумать новые форматы. Но это не только наша проблема. Мой брат занимается с детьми спидкубингом – это скоростное собирание кубика Рубика. Недавно проходил этап чемпионата России в Мурманске, но им тоже вечно не хватает помещений. Занятия проходят на общественных началах в детско-юношеской библиотеке, а встречи – на фуд-корте в торговом центре.

«Не мешайте подросткам увлекаться наукой! Мне кажется, нужно помогать, предоставлять бесплатные площадки, если город небольшой – выделять гранты, чтобы привозить интересных лекторов или привлекать местных педагогов, организовывать секции, кружки».

Не мешайте подросткам увлекаться наукой! Мне кажется, нужно помогать, предоставлять бесплатные площадки, если город небольшой – выделять гранты, чтобы привозить интересных лекторов или привлекать местных педагогов, организовывать секции, кружки. В Мурманске есть клуб любителей астрономии «Орион», детей там нет, подростков – тоже, самому младшему участнику – лет 40. Почему не создать аналогичную площадку в «Кванториуме»: делайте что хотите, если через год будет интересно – продолжим финансирование, нет – выгоним, пригласим другого организатора.

Кому нужна «вышка»?

– Евгений, сегодня дети сильно отличаются от нас с вами. Вы читали научпоп по собственному желанию – а у современных ребят есть тяга к науке?

– В моём детстве интернета не было, и разделение на «ботаников» и «неботаников» было более ярким: отличники и все остальные. А теперь очень сложно понять, кто такой образованный, развитый человек сейчас. Раньше он знал какой-то предмет и читал Бродского, например. Сейчас подавляющее число молодёжи и детей на «ты» с информационными технологиями настолько, что мне и не снилось лет 10 назад. Появилось много профессий, в которых я совершенно не разбираюсь. Более того, пишущего программиста из меня не получилось ровно потому, что я поздно пошёл в институт. В тот момент, когда я начинал изучать язык программирования, те, кто на 10 лет моложе, его уже знали.

– Иными словами, родителям нужно оставить детей в покое?

– Мне кажется, им нужно понять, что ребёнку интересно. Мой сын играет в компьютерные игры. Ему интересно, как сделать, чтобы были бесконечные патроны, а для этого нужно установить какие-то дополнительные программы. Он в 10 лет освоил понятие программной библиотеки, которую нужно загрузить. А сейчас он спрашивает, как написать игру, элементарную «Змейку». И я помогаю ему, рассказываю о создании программ. Нужно найти, за что ребёнок цепляется, и тянуть его в этом направлении. Не «бери телефон, иди в свою комнату, не мешай», а понимать его. Огромное количество детей отдают в кружки только потому, что этого хотят родители. Конечно, бывают исключения, например в спорте, где нужно начинать с ранних лет. Сейчас мир многое разрешает. Раньше, если человек родился в Мурманске в 80-е, он становился либо моряком, либо военным, либо продавцом, в 90-е – ещё интереснее: либо моряком, либо охранником. А сейчас люди могут заработать тем, что играют в компьютерные игры. Если тебе за это готовы платить – чем не работа?

– Мы так договоримся до того, что вместо вуза можно смотреть видео о науке и получать знания…

– Научпоп гораздо более «поп», чем «науч»: людям приходится упрощать информацию, которую они доносят. Невозможно за полчаса рассказать реальную научную концепцию. Цель научно-популярного видео не столько развлечь, сколько заинтересовать. Образованность, строго говоря, бывает двух типов: общая эрудированность и погружённость в тему. Для первого научпоп – лучшее решение, во втором случае без образования тяжело.

«Я знаю людей в истории, которые были самоучками, но подавляющее большинство не может самостоятельно учиться хорошо, таким людям высшее образование поможет структурировать знания».

Я знаю людей в истории, которые были самоучками, но подавляющее большинство не может самостоятельно учиться хорошо, таким людям высшее образование поможет структурировать знания. Однако я против высшего образования ради корочек, в этом нет никакого смысла. Если человек стремится получить его ради денег, то зачем? Сейчас сварщик в порту зарабатывает больше, чем учитель в школе. Вопрос не в том, надо ли получать образование, а в том, какие цели мы преследуем. Если человек хочет изучать физику ионосферы, ему придётся пойти на физмат; чтобы заниматься разработкой нефтяных месторождений, тоже необходима «вышка». А если он хочет пойти в бизнес с крутой идеей или любит работать руками, то, может, ему и не нужно высшее образование, достаточно найти своё место.

Книги будут меньше читать?

– В Мурманске недавно открылась первая модельная библиотека с современным мультимедийным оборудованием. В ней книги, возможно, отошли на второй план. Это правильно, с вашей точки зрения?

– А почему нет? Я не вижу никакой проблемы. Многие представители старшего поколения (грустно сказать, но я уже и сам к нему отношусь) возмущаются: дети не читают книг. И что с того? Мы читали книги, потому что у нас не было компьютеров. Как показывает опыт, наиболее успешны не те люди, которые в детстве читали, а те, кто эти книги с друзьями обсуждал: они могут грамотно сформулировать мысли, умеют поддерживать социальные связи. Можно обсуждать компьютерные игры, видеоролики. Важно умение социализироваться, а не умение читать текст. Библиотеки сейчас простаивают, это хранилище книг. Я последний раз брал в библиотеке книгу в конце 90-х. Какую-то новую книгу сложно найти в библиотеке, зато её можно купить в магазине. Чтобы библиотека не превратилась просто в склад, нужно что-то в ней делать, чтобы она стала интеллектуальным центром.

– В научной библиотеке не так давно проводили информационную акцию «Читай книги в цифре!». Книги «вымрут»?

– Разумеется, книги останутся. Только их будут меньше читать. Например, я покупаю довольно много книг, но читать в бумаге часто нет возможности, так что книга стоит на полке для красоты, а я читаю её электронный вариант или слушаю аудиоверсию в машине. Виниловые пластинки же не пропали после изобретения mp3, так почему книги должны пропасть после изобретения fb2? Тем более, если быть до конца честным, бумага — это только носитель: ну, станет меньше бумажных книг и больше электронных – сути это не изменит. Книги читают не потому, что они из бумаги, а потому, что их интересно читать. А вот бумажные справочники и каталоги постепенно уйдут, как умерли бумажные телефонные книги.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах