На минувшей неделе весь мир отметил международный День таможенника, для нашей области - праздник знаковый. Кольское Заполярье - регион приграничный, многие северяне чуть ли не каждые выходные ездят в Норвегию или Финляндию.
Меж тем совсем недавно начали действовать новые правила таможенного контроля. Вступившие в силу изменения затронут многих жителей области. Об этом и не только корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Мурманской таможни Альберт Дужак.
Алёна Макарова, «АиФ на Мурмане»: - Альберт Михайлович, что поменялось в таможенном законодательстве с начала года?
Альберт Дужак: - С 1 января 2018 года начал действовать Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Это новый документ, который регулирует правоотношения в сфере таможенного дела на территории сразу пяти государств: России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана. Что касается самых основных нововведений, это, во-первых, автоматизация и информатизация процесса совершения таможенных операций. Прежде всего они касаются юридических лиц, то есть тех, кто подаёт декларации на ввозимые партии товаров. Для них значительно сокращены сроки совершения операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и с её выпуском.
Если говорить о туристах и всех тех, кто ввозит товары для личного пользования, изменения менее значительные. Например, появилось новшество, которое касается приобретения товаров в магазинах беспошлинной торговли (дьюти фри). До 1 января все подобные магазины находились только по направлению выезда из страны. То есть приобрести товары, которые не облагаются пошлинами и налогами, можно было только после прохождения контроля. Теперь такие торговые точки могут размещаться и по направлению въезда в страну. Правда, на первоначальном этапе новый порядок предусмотрен только для тех пунктов пропуска, которые находятся в морских портах и аэропортах. В дальнейшем эта возможность появится в железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска.
Важный нюанс: все пять стран, которые входят в Союз, составляют одну территорию, и между ними не может быть таможенных границ, то есть теперь товары между ними перемещаются без каких-либо ограничений. Но тем не менее законодательством предусмотрено, что при перелёте между этими странами можно будет также посетить магазины беспошлинной торговли.
Компьютер на границе
- А что касается таможенных пошлин, появились какие-либо поправки?
- Отдельным решением Евразийской экономической комиссии нормы беспошлинного ввоза товаров для физических лиц и ставки, по которым облагаются товары при превышении норм беспошлинного ввоза, также будут изменены. Сегодня они составляют 1,5 тыс. евро и 50 кг соответственно. Это касается граждан, следующих всеми видами транспорта, кроме воздушного. Для последних нормы несколько иные: 50 кг и 10 тыс. евро - эти объёмы пошлиной не облагаются. При превышении ограничительной нормы придётся заплатить пошлину - 30% от стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.
Нормы беспошлинного ввоза товаров постепенно будут снижаться. Планируется, что к 2021 году на любом виде транспорта, кроме воздушного, стоимостная составляющая снизится до 500 евро. Весовой параметр также упадёт до 25 кг.
Что касается пересылки товаров для личного пользования международными почтовыми отправлениями, то сейчас норма составляет 31 кг стоимостью 1 000 евро на одного человека в течение месяца. К 2019 году она снизится до 500 евро, в 2020 году - до 200 евро, вес останется без изменений. При этом за превышение нормы пошлина уменьшится вдвое (сегодня - 30% от стоимости, но не менее 4 евро за кг), а ограничение «раз в течение месяца» будет отменено.
Если у гражданина есть товары, подлежащие обязательному оформлению, необходимо заполнить пассажирскую таможенную декларацию. Это можно сделать в режиме онлайн на сайте Федеральной таможенной службы. Желательно подготовить и распечатать её заранее, чтобы на границу приехать уже с готовым бланком. В перспективе и здесь планируется введение безбумажной технологии.
- Авторегистрация и автовыпуск декларации на товары сегодня уже реальность. Эти технологии актуальны для юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности, кто подаёт декларации на партии экспортно-импортных товаров. Автоматизация совершения таможенных операций предполагает и определённые изменения в самой структуре таможенных органов. Программой по развитию Федеральной таможенной службы до 2020 года предусмотрено создание в стране 16 центров электронного декларирования (сейчас их 672), в которых будут проходить авторегистрацию и автовыпуск декларации, поданные из любой точки мира. Решение будет принимать система, человек вмешается в процесс только в самых исключительных случаях, когда его участие крайне необходимо.
Несомненно, это удобно для всех участников. Во-первых, легче контролировать, во-вторых, пропадает субъективный фактор и снижается риск коррупционных ситуаций, и в-третьих, что самое главное, это хорошая экономия времени. Решение компьютер принимает за 5-7 минут.
Казусы на въезде
- Недавно СМИ сообщили, что теперь таможенникам стали доступны сведения о дорогих покупках, сделанных россиянами за рубежом. Каков практический смысл такого нововведения и что оно в принципе может изменить?
- На самом деле я бы не назвал это нововведением, это обычная таможенная практика, которая была, есть и будет. Её смысл сводится к тому, чтобы проконтролировать стоимость ввозимых в страну товаров. Зачастую случаи, когда граждане не декларируют товары стоимостью более 10 тыс. евро, путешествуя, например, самолётом, не выявляются.
- Много ли нарушений правил ввоза-вывоза товаров в принципе удаётся выявить в приграничных пунктах? Какие продукты северяне чаще всего пытаются провести, что называется, в обход всех правил?
- Если говорить о Мурманской области, здесь наибольшее число нарушений, конечно, происходит при перемещении товаров в автомобиле. Я говорю о таможенных постах МАПП Борисоглебск на российско-норвежской границе, МАПП Лотта и МАПП Салла на границе с Финляндией. По большей части все нарушения касаются продукции животного и растительного происхождения без декларирования. Дело в том, что в законе чётко отражены особенности перемещения таких товаров: их разрешено ввозить в страну только через те пункты пропуска, в которых созданы подразделения Россельхознадзора. Их, например, в МАПП Лотта и МАПП Салла нет, поэтому через них ввоз этих покупок невозможен.
Что касается МАПП Борисоглебск, там это допускается, но зачастую северяне злоупотребляют разрешением и ввозят мясо, рыбу, креветки с превышением установленных норм или не в заводской упаковке. Напомню, вес такой продукции должен составлять не более 5 кг, и продукция должна быть в готовом к употреблению виде и в заводской упаковке.
- Интересно, а на какие ухищрения порой идут северяне, чтобы провезти запрещённые товары?
- Скажу откровенно, случаи, когда северяне намеренно скрывали или прятали свои покупки от инспекторов таможенной службы, - большая редкость. Не скрою, у нас была ситуация, когда коллеги на таможенном посту МАПП Лотта нашли продукты в покрышке от колеса. Но это, скорее, исключение. К счастью, надо признать, большая часть населения региона - люди законопослушные, они стараются избегать подобных казусов.